Как самолет может годами не совершать посадку: полет «Одиссея»
Это птица? Это самолет?
Не совсем. «Одиссей» — это высотный псевдоспутник (high-altitude pseudo-satellite или просто HAPS). Именно такое определение новому летательному аппарату дала разработавшая его компания Aurora Flight Sciences, подразделение Boeing. Этот автономный самолет, оснащенный солнечной батареей, может находиться в воздухе неограниченно долго — по крайней мере, в этом нас уверяют инженеры Aurora.
Размах крыла «Одиссея» составляет 74,7 метров, а грузоподъемность — всего 25 кг. При этом солнечная батарея, установленная на крыльях, позволяет генерировать мощность в 250 Вт, что достаточно для питания перевозимого прибора или устройства — к примеру, спутника. «Одиссей» может находиться в стратосфере круглый год, «сохраняя стабильное положение в любых условиях», согласно сайту компании.
Для генерального директора Aurora Джона Лэнгфорда работа над «Одиссеем» стала кульминацией очень длинного пути. Еще в 1980-х годах Лэнгфорд, тогда еще студент MIT, работал с группой инженеров и олимпийским призером — велосипедистом Канеллосом Канеллопулосом. Их группа, известная как Dadelus '88, установила мировой рекорд на мускулолете (аппарате, приводимом в движение мускульной силой пилота), который до сих пор так никто и не побил.
Проект «Одиссей» вырос из «Дедала» и, по мнению Лэнгфорда, является реальным решением проблемы химического загрязнения атмосферы. «Поскольку ни один самолет на солнечных батареях такого типа не обладает столь выдающимися характеристиками, на сегодняшний день "Одиссей" — идеальная платформа для научных исследований», заявляет он в пресс-релизе.
«Одиссей» отправится в первый полет уже в 2019 году. Авторы проекта в шутку выражают надежду, что путешествие нового псевдоспутника будет более благоприятным, нежели у одноименного героя-мореплавателя.