Цены на некоторые криптораритеты не должны удивлять: обычный цифровой контент можно скопировать бесконечное число раз – и кого бы заинтересовали идентичные Моны Лизы, которые может размножить любой желающий? Такие репродукции продаются по цене печати. Однако архитектура блокчейн-систем позволяет жестко ограничить количество генерируемых в них единиц, токенов, как ограничен общий объем валюты в системе Bitcoin. Этот цифровой дефицит плюс равенство и взаимозаменяемость токенов и их жесткая привязка к владельцу создают условия для полностью виртуального обмена и купли-продажи.
Криптокотики и другие криптоколлекции

В этом легко рассмотреть иронию жизни: охранители контента, держатели копирайтов годами искали все более жесткие меры для того, чтобы ограничить несанкционированное копирование и скачивание, но решение нашли те, кто обычно им противостоит и кого чаще зовут цифровыми анархистами. Сетевые сообщества программистов разрабатывали все более остроумные технические инструменты для «распределенного» общества будущего, которое сможет обходиться без центрального управления финансами и договорами. Это потребовало создания саморегулирующихся систем идентификации цифровых данных – и привело к появлению блокчейна и криптовалют.

От обычных «виртуальных монет» токены криптоколлекций отличаются тем, что они неодинаковы, а значит, не взаимозаменяемы. Вам, в общем-то, все равно, какой именно купюрой владеть, главное – ее номинал. Но если купюра окажется редкостью, она может стоить куда дороже. Так и каждый «коллекционный» токен содержит собственный уникальный фрагмент кода, который генерируется в соответствии с определенным алгоритмом. Сколько конкретно стоит каждый из них, решают рынок и интерес других участников сети. Дефицит, уникальность и обладание – на этих опорах стоит любое коллекционирование, будь то марки, монеты, бейсбольные карточки или виртуальные котики.
Криптокотики
Первые попытки создать невзаимозаменяемые токены (Non-Fungible Tokens, NFT) – такие как цифровые карточки Rare Pepe, обыгрывающие интернет-мемы с лягушонком Пепе, – состоялись 1,5–2 года назад и прошли мимо широкой публики. Зато они привлекли интерес биткойн-сообщества, и вскоре собственный протокол для работы NFT-токенов появился в крупнейшем сообществе Ethereum. Уже с конца 2017 года эксперты диагностировали «лихорадку криптоколлекционирования». Первым ее симптомом стала реализованная на Ethereum блокчейн-игра CryptoKitties.

Запуск проекта состоялся в октябре 2017-го, и до декабря 2018 года каждые 15 минут разработчики из стартапа Axiom Zen будут пополнять блокчейн новым токеном-«котиком», пока численность этого поколения не дойдет до предела, устанавливающего дефицит: в данном случае 50 тыс. штук. Между участниками сети они распределяются автоматически, и судьба каждого котика фиксируется смарт-контрактами в блокчейне. Коллекционер может продать или приобрести эти токены на аукционе, причем уже к концу 2017 года стоимость самого первого и дорогого котика превысила 100 тыс. долларов, а транзакционная нагрузка на сеть Ethereum достигла рекордных значений.
Проект CryptoKitties недаром называется игрой: участники могут сами выводить котиков нового поколения, «скрещивая» коды имеющихся у них токенов. Каждый потомок комбинирует «гены» котиков-родителей, что отражается на его внешнем виде: карточки сопровождаются симпатичными картинками. Как и в жизни, некоторые «гены» будут доминантными и определят облик нового котика, а другие, рецессивные, могут появиться лишь у его потомков. Но поскольку число токенов нулевого поколения в системе ограничено (как и количество «генов» ограничено 12), в общей сложности могут быть созданы, проданы и куплены порядка 4 млрд разных криптокотиков. За ними и гоняются криптоколлекционеры, которые уже потратили на проект в общей сложности больше 23 млн долларов.

Криптошедевры
Вокруг CryptoKitties мигом выросла своя субкультура, появились дополнительные сервисы, онлайн-форумы, конкурсы и аукционы. Проект CryptoKittydex собирает подробную энциклопедию криптокотиков, их «генов» и признаков, позволяя коллекционерам с умом подойти к покупке и созданию токенов с самыми редкими и ценными – или просто самыми «мимимишными» чертами. Авторы из Axiom Zen держат точный алгоритм генерации и смешивания признаков в строгом секрете, но энтузиасты продолжают вскрывать то один, то другой нюанс его работы.
Дефицит токенов с востребованными признаками и четкая привязка токенов к владельцам создали питательную среду, ценность в которую принесли уже сами коллекционеры. На онлайн-аукционах, таких как Rare Bits, бывает не протолкнуться, и растут они как на дрожжах: следом за CryptoKitties появились десятки других «коллекционерских» проектов на основе NFT-токенов. Роботы и супергерои, карточки древних богов и просто знаменитых шедевров живописи: токены CryptoMasterpieces содержат изображения легендарных работ Микеланджело, Ван Гога и Кандинского. Каждый из них может существовать в блокчейне лишь в единственном экземпляре, как и в реальной жизни, – и как знать, не сравняется ли стоимость криптокарточек и шедевров спустя какое-то количество лет.