Трактора-спортсмены
Посреди черноземной степи, испещренной редкими перелесками, мы оказались около семи утра. А трактор уже три часа, с самого восхода солнца, беспрерывно трудился, поднимая где-то там на горизонте облако темной пыли. Задача – обработать поле рекордной площади (210 га) и уложиться при этом в световой день. Старт дан. Механизаторы за рычагами трактора будут сменять друг друга, и пока один отрабатывает четырехчасовую смену, другой отдыхает в автомобиле рядом с полем.
Трактор тянет за собой дисковую борону шириной 9,7 м. Это тяжелое орудие, проникающее вглубь земли на 10 см, рыхлит землю, давит сорняки, прикапывает стерню от прошлого урожая, через которую поле теряет влагу.
Классовое общество
Сельскохозяйственные трактора довольно сильно отличаются от других своих собратьев и их родовой особенностью является чудовищная тяга и минимальное давление на грунт. И делятся они на три основные класса, в каждом из которых Ростсельмаш установил мировые рекорды.
Младшее семейство — универсально-пропашные трактора с классической рамной конструкцией. Это большой сегмент с двигателями от 30 л.с. до 350 л.с., но Ростсельмаш производит только верхний уровень этой техники с мощностью от 320 л.с. до 340 л.с., самые сливки. Такие трактора бывают и с приводом только на задние колеса, и с подключаемым передним мостом, но ростовчане производят только последние. Если охарактеризовать эти ростсельмашевские трактора одной фразой — максимум производительности при минимуме расхода топлива за адекватные деньги. Именно в этой области в мае этого года Ростсельмаш и поставил мировой рекорд — засеял максимум площади на одном топливном баке.
На шарнирах
Второй класс, в котором и ставился нынешний рекорд, — трактора шарнирно-сочлененной схемы, наиболее популярные машины. У Ростсельмаш это серия 2000 с мощностью 350-400 л.с. Далеко не все обрабатываемые поля идеально ровные, распахиваются и косогоры, и прочие «неидеальности» рельефа. Именно для того, чтобы трактор с орудием мог проще приспосабливаться к особенностям ландшафта, избегая действия на корпус нежелательных скручивающих моментов, применяется шарнирно-сочлененная конструкция. При использовании колесной «спарки» горизонтальный излом между полурамами может составлять до 40%, вертикальный – до 30%.
Bentley среди тракторов
Третий класс, иногда называемый High Horsepower Tractor, — высокомощные шарнирные тракторы с двигателями мощностью от 395 до 620 л.с., способные обрабатывать максимум площади за сутки. В этом классе Ростсельмаш принадлежит мировой рекорд по суточной непрерывной обработке почвы дисковыми боронами. В семействе есть интересное ответвление — шарнирные трактора на резиновых гусеницах, своеобразные Bentley среди тракторов, обладающие возведенными в абсолют способностями сельскохозяйственного трактора. Максимум мощности и тягового усилия при минимуме уплотнения плодородной почвы.
Спарка
Первое, что бросается в глаза на нашем тракторе — сдвоенные колеса, позволяющие минимально травмировать почву и увеличивать сцепные свойства. Если взять одиночную шину и «спарку» одинаковой ширины, то тяговое усилие на спарке будет на 20% выше, а уплотняющее воздействие на 10% ниже, так как нагрузка распределяется ровнее. Сдвоенные колеса применяются давно, просто фермеры не часто их заказывают. Почему? Такие колеса и дороже, и оказывают дополнительную нагрузку на трансмиссию. Трактор, который умеет ездить на спарке, но не рожден на ней работать, будет выходить из строя быстрее. Наша рекордная машина — единственная на рынке, у которой «спарка» идет в базовой комплектации. Дело в том, что в этой машине, изначально спроектированной для работы со «спаркой», применено нетипичное конструкторское решение — мощные бортовые редукторы являются частью рамы, что делает конструкция практически неубиваемой.
Тяговая лошадь
Одно из базовых качеств сельскохозяйственных тракторов — чудовищная тяга, которая обеспечивается правильным подбором передаточных чисел трансмиссии. Например, если взять сравнимые по мощности военные колесные БТР и сельскохозяйственные трактора, то трактор перетянет два таких БТРа. С другой стороны, такой БТР и максимальную скорость разовьет в два раза выше, но трактор и не должен ехать быстрее 25 км/ч. У трактора такой набор скоростей, которого никогда на будет у самого навороченного внедорожника — у нашего рекордсмена возможных сочетаний передаточных чисел может быть 46! Зачем такое количество? На разных этапах механизатору приходится работать с различными орудиями, выставленными на разные режимы работы (скажем, с разной глубиной обработки). Соответственно для каждого случая важно подобрать необходимую скорость движения (а эти скорости располагаются в небольшом диапазоне примерно от 4 до 16 км/ч) и развить соответствующее тяговое усилие.
Упорный труд, умеренные аппетиты
В чем смысл нового рекорда? Обычно машины так не нагружают, это чревато выходом из строя — достаточно рисковало давать машине работать с такой шириной захвата орудия столь долгое время. В сельском хозяйстве растянутость по времени основных аграрных операций – вещь нежелательная, а возможность техники безотказно выполнять большие объемы работ – важное преимущество машины.
Кроме того, особое внимание обратили на топливную эффективность. В ходе постановки рекорда ожидается, что трактор в среднем потребит не более 4 л. топлива на 1 гектар, что примерно на 25% ниже показателя у распространенных аналогов. День идет к полудню и трактор виден теперь уже не на горизонте, а совсем близко. Он завершает обработку очередной полосы и разворачивается у края поля. Благодаря шарнирно-сочлененной конструкции радиус разворота совсем небольшой – всего 4,85 м.
Комфорт без компромиссов
Эпоха чумазых механизаторов давно завершена: кабина позволяет трактористу практически полностью изолировать себя от окружающей атмосферы. Кабина мало того что герметизирована и защищена от попадания пыли, в ней климатической системой создается избыточное давление, что полностью исключает проникновение внутрь мельчайших пылинок внутрь. Нечто подобное применяется в отечественных танках, с которыми трактора Ростсельмаш роднит безупречная надежность и простота конструкции.
Что мы еще не упомянули, так это автопилоты, которые уже вовсю ставятся на ростовские трактора, но на рекордном тракторе такую систему сознательно убрали, чтобы результат был честный. Тем не менее, установленный автопилот, используя GPS или «Глонасс» и корректирующие станции способен работать в автоматическом режиме с невероятной точностью до 3 см — показатель недостижимый ни для одного человека. И в по этому показателю внедорожникам и БТР до современных тракторов еще далеко.
Пыль на поле осела. Мировой рекорд на поле ООО «Максы» состоялся. Трактор Ростсельмаш 2375 обработал все поле еще до захода солнца. Все это время машина двигалась без остановки с небольшим перерывом на дозаправку.