Турбулентность: что происходит, когда самолет попадает в воздушную яму
Турбулентность — довольно привычная ситуация для тех, кто летает часто. Деятелям авиации она знакома уже очень много лет, а потому — они прекрасно научились с ней совладать. Однако многие люди продолжают ужасно бояться этого явления и паниковать при каждом попадании в воздушную яму. На самом деле, черт вовсе не так страшен, как его малюют, главное — разобраться в вопросе.
Что такое турбулентность простыми словами
Если коротко, турбулентность — это довольно хаотичное движение воздуха, из-за которого происходит тряска самолета. Как правило, турбулентность происходит из-за изменения скорости или направления ветра. Несмотря на то, что турбулентность зачастую происходит во время штормовой погоды, довольно часто пилоты сталкиваются с ней и в ясные дни.
Распознать турбулентность с современным оборудованием несложно — пилоты используют для этого специальные метеорологические радары. При штормовой погоде устройства обычно четко показывают опасные промежутки, а пилоты, в свою очередь, облетают их. А вот во время полета по ясному небу приборы не всегда справляются с задачей, а потому пассажиры могут чувствовать неприятную тряску.
Почему возникает турбулентность в самолете
Объясняется процесс довольно просто и логично. Поверьте: как только вы поймете, как устроена турбулентность, у вас не останется причин опасаться этого явления при полете.
1. Самолет опирается на воздух, как корабль на воду. Как и в море, в небе есть невидимые течения: горизонтальные (ветер) и вертикальные — восходящие и нисходящие потоки. Их невозможно увидеть, но пилоты умеют предсказывать попадание в них по окружающей обстановке.
2. Когда ветер дует в сторону пологого склона горы, образуется динамический восходящий поток. На входе в него пассажиры почувствуют легкий толчок снизу, самолет незаметно наберет высоту.
3. Выйдя из динамического потока, самолет «провалится» — это и есть «воздушная яма». На границе воздушных потоков образуются завихрения воздуха — турбулентность. Здесь будет небольшая тряска.
4. Огибая гребень горы, движущийся воздух закручивается. На склоне горы будет наблюдаться ложный ветер, дующий «в обратную сторону». Он очень опасен для легких самолетов и парапланов.
5. Там, где ветер встречается с наземными объектами (зданиями и даже деревьями), всегда турбулентно. Для больших самолетов это незаметно.
6. Солнечные лучи проходят сквозь прозрачный воздух, практически не нагревая его, зато земля и асфальт в ясный день раскаляются, как сковородка. Воздух постепенно нагревается от земной тверди, поэтому на высоте становится все холоднее и холоднее.
7. Горячий воздух от земли поднимается вверх «пузырями». Поэтому в жаркий день при посадке всегда трясет.
8. «Пузыри» имеют свойство стекаться к какому-нибудь выдающемуся объекту, будь то стог сена или диспетчерская вышка. На этом месте образуется мощный термический восходящий поток, скорость которого может достигать десятков километров в час. Над такими потоками формируются облака, так что под каждым облаком может тряхнуть — с поправкой на ветер.
9. Термические потоки обрамляются нисходящими потоками охлажденного воздуха, часто довольно быстрыми. Между восходящим и нисходящим потоком — сильная турбулентность.
10. Внутри грозовых облаков скорость потоков может превышать 200 км/ч. Сильнейшая турбулентность способна разрушить маленький самолет, а большому обеспечить срыв потока — и практически неминуемое падение. В грозу лучше не летать.
11. Большие пассажирские самолеты очень прочны. Они легко выдерживают перегрузки, при которых непристегнутый пассажир пробьет головой потолок. Так что если капитан включил табло «Пристегните ремни», его лучше слушаться.
Опасна ли турбулентность
Последнее время в новостях стало появляться все больше заголовков о сильной турбулентности, в которую попал тот или иной самолет. Это происходит из-за активного изменения климата, частых пожаров и других экологических и природных катастроф. Из-за резкого градиента температур происходят те самые хаотичные движения воздуха — знакомая всем путешественникам и сотрудникам авиакомпаний турбулентность. Так, например, только за последние 40 лет случаи турбулентности во время ясной погоды стали происходить на 55% чаще.
Периодически СМИ даже сообщают о несчастных случаях, произошедших из-за тряски на борту, вот только связано это обычно не с самим явлением, а с игнорированием правил, которые озвучивают бортпроводники. Дело в том, что во время сильной турбулентности находиться за пределами своего кресла и не пристегивать туго ремень — значит, обрекать себя на возможные негативные последствия. В моменты тряски вся ответственность за свое здоровье лежит на самих пассажирах.
А вот упасть во время турбулентности самолету практически невозможно. Произойди это может только в крайне редких случаях сильной грозы или ливня. Однако уже давно метеорологи прогнозируют такие погодные условия заранее, а также — современные судна способны выдержать очень сильную турбулентность, а потому — сегодня самолеты из-за тряски не падают.
Что делать, если самолет попал в турбулентность
Как мы уже сказали выше, главная ошибка при турбулентности — игнорирование простых, но очень важных правил, которые озвучивают бортпроводники. Турбулентность — понятие довольно широкое, а потому она тоже может быть разной. Если говорить просто, то тряска может быть сильной и слабой, и действия при них разные.
О любой турбулентности бортпроводники предупреждают пассажиров заранее. Как правило, их просьбы довольно простые:
- воздержаться от посещения туалетных комнат;
- не вставать со своих посадочных мест;
- крепко пристегнуть ремень, выпрямить спинку кресла, закрыть столики и открыть шторку иллюминатора (прямо как при взлете и при посадке).
Обычно при слабой турбулентности бортпроводники просят пассажиров соблюдать все перечисленные выше правила, а сами — продолжают работу. Иногда, если турбулентность незначительная, сотрудники могут даже предлагать напитки и еду.
При средней турбулентности бортпроводники прекращают обслуживание пассажиров и сами пристегивают ремни безопасности. При сильной, конечно, происходит все то же самое, причем, если при средней бортпроводник может по необходимости покинуть свое место, то при сильной вставать нельзя даже им. Однако сильная турбулентность происходит довольно редко, примерно один случай на 50 тысяч рейсов. Вставать со своих мест разрешается только после того, как капитан сообщает об окончании опасной зоны.
Что касается посадочных мест, наиболее безопасными при турбулентности считаются места у окна и посередине. А вот кресло у прохода более опасно, как минимум, потому что при открытии багажных полок вещи в первую очередь полетят на сидящих там пассажиров.