Как цистерна стала гаджетом
В этом году этапы ралли-рейда проводились исключительно на территории России: грузовики и внедорожники соревновались в основном на спецучастках, проложенных в степных и полупустынных районах Нижней Волги и Калмыкии. За несколько дней до финиша в Москве «ПМ» посетила бивуак ралли-рейда, устроенный рядом с международным аэропортом Волгограда Гумрак. Лагерь, заполненный не совсем привычного вида автотехникой, постоянно находится в движении. Вот выстроилась очередь на заправку — машины, недавно пришедшие «с полей» и покрытые местами сцементировавшейся глиной, подъезжают бензовозу с вмонтированной топливной колонкой. А поодаль человек в водонепроницаемом костюме тщательно моет свой гоночный грузовик, расстреливая мощной струей воды забившийся в полости грунт. На стоянке команды «Камаз-Мастер» — кипучая деятельность по техобслуживанию автомобилей. Перед нами знаменитый газодизельный «Камаз». Машина участвует в ралли уже не первый год и является демонстратором технологии частичной замены дизельного топлива метаном. Оба топлива в двигателе работают совместно. Зажигание происходит по дизельному методу, то есть в результате сжатия дизельно-воздушной смеси. Однако к этой смеси в пропорции 3:7 добавляется смешанный с воздухом метан. Впрочем, мотор способен работать и в чисто дизельном режиме. А что же дает в таком случае режим гибридный? Во-первых, газ дешевле дизельного топлива, во-вторых, его сжигание является более чистым процессом с точки зрения экологии.
Газ дизелю помощник!
«Есть много предубеждений в отношении газа как топлива, — говорит Сергей Куприянов, пилот гибридного "Камаза". — Говорят, что газовые баллоны на борту — это опасно, что применение газа в автомобильном двигателе ухудшает его характеристики, плохо сказывается на динамике автомобиля. Мы здесь, на ралли, каждый день показываем, что в сложнейших, экстремальных условиях эта схема работает, она безопасна и не ухудшает характеристики автомобиля, а совсем наоборот. При работе в гибридном режиме улучшается динамика, двигатель стабильнее работает на низких оборотах. Кроме того, даже в условиях, когда борьба идет не за литры горючего, а за километры и секунды, мы все равно отмечаем серьезную экономию дизельного топлива».
Однако пока газ в дизельном двигателе все еще остается экзотикой, традиционное автомобильное топливо — дизель и бензин — продолжают совершенствоваться. Компания «Газпром нефть» разработала линейку топлива для ДВС под маркой «ОПТИ». Это высокотехнологичный продукт, оптимальные характеристики которого были подтверждены лабораторными исследованиями. Испытаниями доказано, что дизельное топливо «ОПТИ» мягко очищает двигатель, уменьшая отложения на форсунках и клапанах до 18,7%. Это приводит к снижению расхода топлива в среднем до 5,8%. Модернизированные технологии гидроочистки и депарафинизации при производстве обеспечивают стабильность характеристик в зимнее время. В 2017 году «Газпром нефть» провела испытания нового продукта в экстремальных условиях «Шелкового пути», а в нынешнем сезоне топливом «ОПТИ» заправляют автомобили всех участников сложнейшего ралли-марафона.
Smart-цистерна
Пожалуй, самой интересной технической новинкой ралли стали цифровые бензовозы, которые возили топливо «ОПТИ» для участников «Шелкового пути». Компания объединила и адаптировала существующие на логистическом рынке технологии мониторинга транспорта и практически превратила бензовоз из цистерны для перевозки топлива в гаджет.
Бензовоз «Газпром нефти» — это седельный тягач с цистерной емкостью 25 000 л. Таким образом, он несет на себе, пожалуй, самый опасный гражданский груз, который только может перевозиться по дорогам общего пользования. Поэтому необходим тщательный постоянный контроль, как за техническим состоянием машины, так и за человеком, сидящим за рулем. Исключить несанкционированный доступ к содержимому цистерны — важно не только из соображений безопасности, но и для гарантии качества продукта, за которое отвечает компания-производитель.
Под удаленным контролем диспетчеров «Газпром нефти» находится 1 200 бензовозов по всей России. О каждом из них в онлайн-системе отображается подробная информация. Особое внимание уделяется контролю за состоянием и действиями водителя. У каждого есть специальная карточка — своего рода электронный паспорт, которая вставляется во время рейса в бортовой тахограф. Система собирает данные о поведении водителя и сопоставляет их с нормативами рабочего дня и обязательного отдыха: сонный водитель за рулем бензовоза — это опасно. Другая забота — исключение опасных маневров. Например, быстрые перестроения или резкое торможение. За этим следит датчик стиля вождения на основе трехосевого акселерометра. Знакомимся с водителем такого тягача Артемом Данекиным. Сталкивался ли он с таким «цифровым контролем» в своей работе? «Да, — отвечает Артем, — был случай, пришлось резко затормозить, иначе было бы ДТП. Через минуту мне позвонил диспетчер, сказал, что моя машина подает сигнал. Пояснили, что я нарушил, сделали замечание...». Если Артем превысит скорость, ему снова придется пообщаться с диспетчером.
Под контролем нейросети
В современных цистернах бывает до шести секций объемом до 10 000 литров, так что одновременно можно перевозить разные виды нефтепродуктов. Для сохранности качества и количества топлива бензовоз начинили и другими датчиками, гарантирующие, что доставка пройдет без несанкционированного доступа. На каждой секции бензовоза и на сливных ящиках установлены электронные пломбы. Если люк вскрыли не на нефтебазе или нужной АЗС при приемке-сдаче топлива в определенное графиком время, то диспетчер сразу же получает оперативную информацию. Такое решение удалось реализовать благодаря нанесению на карту специальных геозон с объектами «Газпром нефти» и интеграции туда четкого тайминга передвижений каждой машины транспортного парка.
Кроме датчиков, в распоряжении Единого диспетчерского центра — камеры, передающие картинку в режиме реального времени. На каждой машине установлено 4 камеры высокого разрешения, они показывают то, что происходит в кабине водителя, саму цистерну с обеих сторон и ситуацию на дороге. За сутки со всех машин записывается больше 22 000 часов видеоматериала. Просмотреть все это человеку невозможно. Поэтому компания привлекла себе в помощь искусственный интеллект. Нейросеть уже научили определять, когда водитель едет без ремня безопасности или снимает его во время движения. Для этого пришлось «показать» компьютеру 10 000 картинок водителя с пристегнутым ремнем и столько же — с непристегнутым. В итоге нейросеть научилась определять нарушение с точностью 99,99 % и подавать тревожный сигнал. Она среагирует даже на уловки: например, если карабин останется в замке, а сам ремень водитель уберёт за спину.
Все эти меры помогли исключить человеческий фактор из системы доставки топлива на заправки и практически к нулю свели число дорожных происшествий с участием бензовозов. Возможно, в фантастических боевиках высокий уровень роботизации приводит к катастрофе, но в реальности цифровые технологии помогают сохранить чистоту топлива, перевозить опасные грузы и даже спасать жизни.