Норри: как устроены камбоджийские бамбуковые поезда
Норри — это кхмерское слово, этимологически восходящее к английскому lorry («грузовик»), хотя Камбоджа была французской колонией и большую часть заимствованных слов взяла из французского языка. Иначе норри называют «камбоджийским бамбуковым поездом». Средняя скорость его движения доходит до 50 км/ч, а путями служит метровая колея, построенная ещё французским колониальным правительством до войны. Такие пути сохранились близ городов Баттамбанг и Пойпет. В принципе, они сохранились и в других регионах, но в основном находятся в заброшенном и полуразобранном на металл состоянии, а вот под Баттамбангом и Пойпетом узкоколейка активно используется.
Норри представляет собой бамбуковый настил, установленный на оси от старых вагонеток. Ведущая ось приводится от мотоциклетного или тракторного мотора. Это очень дешево и просто — один «вагон» можно сделать за 3-4 дня при наличии исходного материала — а его французы оставили предостаточно. К слову, мотоциклетные моторы — это «нововведение», сразу после войны норри приводились в движением с помощью... лодочных шестов.
Настил настолько легок, что если на одноколейке встречаются два норри, то более легкие тележки просто переносят на другую сторону (для этого у норри есть рукояти, как у носилок), и поезда разъезжаются в противоположные стороны. До августа 2016 года норри не имели тормозов и тормозили исключительно двигателем (или, если скорость небольшая, ногами пассажиров) — лишь в 2016-м вышло постановление об обязательном, под угрозой штрафа, оснащении тележек простейшим тормозом.
Во время гражданской войны в Камбодже первые несколько тележек норри-поезда были пустыми — они взрывались на минах, расчищая путь остальным, груженым. Если мин по ходу пути встречалось более четырех, взрывались следующие вагоны — поэтому обычно на первые груженые норри укладывали самый неценный груз.
С середины 2000-х годов страна индустриализировалась, и значение норри постепенно снижалось. Одна линия за другой забрасывались, и к 2017-му осталось всего несколько маршрутов. По сути, колеи под Баттамбангом и Пойпетом в какой-то момент оказались единственными. Проезд для туристов на них стоил $5. Еще одна линия до недавнего времени была в Пурсате, причем она выходила непосредственно из города. Она была государственной, и скорость на ней была ограничена 30 км/ч. В октябре 2017 года линии норри под Баттамбангом и Пойпетом закрыли и начали строить на этих направлениях нормальную железную дорогу. Тем не менее, энтузиасты восстановили другой участок старой французской узкоколейки близ археологической зоны Ват Банон и запустили новый норри — он открылся в январе 2018 года.