Летающий автомобиль Атаманова

Мой визит на производство автономных летающих автомобилей не произвел на коллег в редакции никакого впечатления. Оставил этот факт равнодушным и моих детей: для них летающие автомобили – что-то из будущего, как iPhone 11. Интересно, способно это еще кого-то удивлять, кроме меня?
Летающий автомобиль Атаманова

Автономные летающие автомобили проектируют в компании Hoversurf. Эти ребята известны своими летающими мотоциклами Scorpion 3 Hoverbike и нашумевшими роликами полетов в Дубае. Сейчас компания готовится к серийному производству ховербайков, собирая предзаказы: уже около 2000 человек отправили заявки. Но это первенец Hoversurf, демонстратор потенциала команды, предназначенный прежде всего для любителей экстремального времяпровождения. А сегодня стены компании в «Сколково» завешаны схемами и скетчами совершенно другого транспортного средства – беспилотного летающего автомобиля Hoversurf Formula, первый прототип которого должен подняться в воздух уже в сентябре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фанаты полета

Мы сидим с главой компании Александром Атамановым в новом просторном офисе в «Сколково», пьем чай и ведем разговоры, напоминающие диалоги из научно-популярных романов моего детства, – с тем отличием, что в них нет ничего фантастического, хотя в это и трудно поверить. «Мы использовали ховербайк скорее как платформу для отработки технологий и маркетинговый инструмент. Благодаря роликам в YouTube мы смогли получить реакцию на летающий транспорт со всего мира и использовали эту обратную связь для наших новых разработок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первую очередь – для создания пятиместного беспилотного летающего автомобиля Hoversurf Formula. Эволюцию «Формулы» можно легко отследить по скетчам, которые развешаны по стенам кабинета Александра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Hoversurf Formula
Hoversurf Formula

По концептам двухлетней давности видно, что прототип основывался на пропеллерной квадрокоптерной схеме и напоминал большой Scorpion 3 с пассажирской кабиной. Но реакция энтузиастов со всего мира показала, что пропеллеры – стоп-фактор для большинства людей. Крутящиеся рядом с человеком винты приводят в ужас. Поэтому Александр перешел на беспропеллерную схему. Вместо винтов решили применять блоки электрических вентиляторов в кольцевых обтекателях, сделанных по технологии EDF (Electric Ducted Fan). Главная проблема EDF-вентилятора – низкая эффективность. Однако компании Атаманова удалось повысить ее до показателя классического пропеллера: изменили кольцевой обтекатель, прорезав в нем дополнительные воздухозаборные щели. Благодаря эффекту Вентури КПД поднялся до приемлемого уровня. Получился компактный маленький электрический движитель, который придет на смену пропеллерам. В «Формуле» применяется 52 однотипных EDF-вентилятора. Это приводит к удорожанию системы, но позволяет снизить вес и сложность конструкции, что очень важно в летательных аппаратах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не самолеты, не вертолеты

То, что мы в обозримом будущем станем передвигаться на беспилотных электрических летающих автомобилях, специалисты не сомневаются. Сегодня в мире ведется огромное количество разработок в этой области, от гаражных опытов энтузиастов-одиночек до проектов аэрокосмических монстров типа Airbus. Как и на заре автомобилестроения, сейчас существуют всевозможные формы транспорта будущего. Объединяет их то, что взлетать автомобиль должен вертикально, так как места для посадки в городе почти нет. Большинство разработчиков исходят из предпосылки, что в ближайшем будущем на крышах зданий будут вертодромы. В принципе, под эту концепцию уже есть транспорт – вертолет. Но он дорог, сложен в обслуживании и небезопасен для окружающих: крутящиеся лопасти нашинкуют зазевавшегося пассажира не хуже вращающихся катан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Складывающиеся крылья
Складывающиеся крылья

Поэтому некоторые компании выносят вентиляторы наверх и заключают их в кольцевые обтекатели, как, например, Airbus в своем проекте PopUp. Главные проблемы данной схемы – большой расход энергии, малая скорость и низкая ветростойкость – пилоты дронов знают, как легко потерять их даже в небольшой ветер. Все больше конструкторов приходит к пониманию, что аппарат должен взлетать вертикально – по-вертолетному, а двигаться в экономном режиме горизонтально – по-самолетному. В принципе, такое транспортное средство уже есть – это конвертоплан, например Bell V-22 Osprey, который впервые поднялся в воздух в 1989 году. Несмотря на довольно большой срок эксплуатации, конструкторам не удалось сделать надежный аппарат – конвертопланы занимают печальную первую строчку среди авиакатастроф: за последние семь лет было потеряно 10 машин из 200 выпущенных. Механизм поворота движителей оказался очень сложным и ненадежным, и не была до конца решена проблема с нестабильностью полета в тот момент, когда конвертоплан переходит в самолетный режим. Тем не менее такую схему для летающих автомобилей предусматривают в европейском Airbus Vahana, американском Joby Aviation S2 и германском Lilium. Однако перечисленные аппараты не станут летающими автомобилями по простой причине: они не могут использовать городскую инфраструктуру и парковаться на существующих автостоянках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Парковка
Парковка

Как птица

Компания Hoversurf изначально ставила перед собой непростую задачу: аппараты должны взлетать с обычного парковочного места. Это ограничение во многом определило архитектуру «Формулы». Убранные в стойки-обтекатели 48 турбин работают только в режиме коптера – на взлете, посадке и медленном маневрировании в режиме зависания. Для горизонтального полета используется раскладывающееся крыло и всего четыре толкающие турбины. Эта схема, как рассчитывает Атаманов, позволит достичь дальности полета в 450 км. Сразу возникают вопросы с надежностью узлов складывания крыла, тем более главный шарнир с электроприводом работает постоянно: крыло динамическое. За счет этого шарнира инженеры отказались от механизации крыла: не нужны элероны, предкрылки и закрылки, можно просто менять угол атаки крыла, как у птицы. Видно, я не первый, кто задает вопросы о надежности шарниров. Во-первых, говорит Атаманов, нагрузка на крыло сильно меньше, чем у существующих конвертопланов: не надо поворачивать тяжелые двигатели, нет сложных подвижных сочленений топливопроводов, нет механизации крыла. Во-вторых, поворотный узел крыла не то что очень простой, но использует уже отработанные технологии палубной авиации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В печать

Помимо необычного внешнего вида, «Формула» интересна новейшими технологиями. Почти все ее элементы будут печататься карбон-наполненным волокном на специальном гигантском 3D-принтере, который строится специально под этот проект в «Сколково». Это реальные элементы с рассчитанными нагрузками, которые позволяют собирать готовые изделия. Точно так же 3D-принтеры будут использоваться для печати металлических деталей, таких как крыльчатки вентиляторов и роторы. На внешние детали нанесут новое удивительное покрытие – полимочевину, которая позволяет сделать поверхность очень гладкой и добавляет дополнительную прочность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Hoversurf Formula. Беспилотный летающий электромобиль
Hoversurf Formula. Беспилотный летающий электромобиль
  • Скорость: до 320 км/ч
  • Дальность: 450 км
  • Вместимость: 5 человек
  • Безопасность:
  • 1-й уровень – возможность полета на половине турбин.
  • 2-й уровень – автоматическое планирование.
  • 3-й уровень – автоматическая парашютная система.

Первый испытательный полет пятиместной «Формулы» планируется уже в сентябре этого года, еще пара лет заложена на сертификацию. Одновременно компания начнет работать над диспетчерской программой, которая будет управлять дронами в небе и позволит полностью устранить самую большую проблему транспорта – человеческий фактор. Правда, испытывать «Формулу» придется за границей: российские власти не проявляют инициативу по внедрению персональных дронов. Так что первыми странами, где появятся пассажирские дроны-такси, Александр Атаманов считает ОАЭ, Сингапур и США. Недаром Hoverbike Атаманова больше всего часов налетал в Дубае.

Иллюстрации: Hoversurf