Как построить замок: от крепостной стены до главной башни
В прошлый раз мы разобрали то, как выбрать участок под будущий замок. Пришло время приступать к проектированию! Увы, в отличие от современных панельных многоэтажек, замки нельзя строить по единому шаблону. Каждое укрепление обязано отвечать в первую очередь функциональным требованиям: в зависимости от ландшафта, типа почвы, окружения и множества других факторов архитектурный ансамбль замка приобретает совершенно уникальные черты. Как бы то ни было, типовые составные элементы являются общими для всех замков — о них мы сегодня и поговорим.
Холм
Как уже было сказано, лучшее место для замка — это возвышенность. Если под рукой нет подходящего холма, можно насыпать его силами батраков: для этого грунт часто перемешивали с гравием и торфом, а также перекладывали жердями и хворостом. Такое примитивное армирование придавало конструкции устойчивость и позволяло ей не проседать под тяжестью каменных зданий. Форма холма может разниться, но чаще всего он выполнялся в форме, близкой к кругу или квадрату, что соответствовало форме крепостных стен или главного здания замка. История знает так называемые курганно-палисадные замки (иначе «мотт и бейли», от Motte-and-bailey), особо популярные во Франции и Англии после нормандского завоевания: французское слово motte означает «холм», а английское bailey – «внутренний двор». По факту, это просто насыпной холм с донжоном, обнесенный деревянным частоколом. Знаменитый Виндзорский замок, к примеру, носит явные черты подобной раннесредневековой архитектуры.
Донжон
Донжон — главная башня замка. Чаще всего он окружен как минимум одним рядом крепостных стен, но не связан с ними напрямую, так что получается своего рода двойная линия обороны. Несмотря на то, что «замком» называют обычно именно эту часть, донжон отнюдь не был самым важным элементом архитектурного ансамбля. Помещения в нем узкие и тесные, а потому они использовались преимущественно для военных целей или просто как дань традиции. Донжон мог стать последним убежищем для осажденных, к тому же в нем, как правило, размещались стратегически важные помещения: продовольственные склады, колодцы, оружейные и подвалы. Как самая высокая башня, донжон служил неплохим наблюдательным пунктом, а в небольших замках без крепостных стен и вовсе был единственным фортификационным сооружением. Сначала донжоны строили преимущественно квадратными, но с развитием осадных технологий и военной инженерии главные башни стали все чаще возводить в форме круга или правильного многоугольника — это позволяло лучше выдерживать прямое попадание снаряда.
Крепостная стена
Каждый здравомыслящий феодал старался обнести свой замок толстыми крепостными стенами, игравшими роль основного оборонительного сооружения. Первоначально на их месте был обычный частокол: даже такая слабая преграда лучше, чем полное ее отсутствие. Со временем стены стали строить из глиняных и известковых блоков, а позже — из настоящего камня. Стена должна быть достаточно высокой, чтобы нападавшие не смогли взобраться на нее по лестницам или с помощью осадных башен, но главным утилитарным фактором все равно оставалась толщина. Вопреки расхожему мнению, пробить брешь в правильно сложенной стене — дело весьма непростое. До изобретения артиллерии и мощных пушек камнеметные машины и тараны подходили разве что для разрушения периферических строений. Даже знаменитые требюшеты годились только на то, чтобы обрушивать кровлю башен или разбивать крепостные зубцы, за которыми прятались стрелки. Учитывая неторопливость и отсутствие возможности нормально прицелиться в одну и ту же точку, стену обычно проламывали силами солдат, которые орудовали кирками как заправские шахтеры.
На вершине стены обычно прокладывали боевой ход, благодаря которому войска могли свободно перемещаться по периметру всего замка и вести заградительный огонь. Стена обстреливалась со всех позиций: там, где вниз стрелять было неудобно, имелись выступающие вперед башни, усеянные бойницами и мостками. Эти же башни служили для укрепления углов — самой слабой точки стены, поскольку именно в углах крепости можно сосредоточить больше всего вражеских сил и меньше всего сил обороны. Чаще всего стену не проламывали, а брали штурмом или устраивали подкоп. Чтобы предотвратить последний, наиболее предприимчивые феодалы укрепляли стены каменными отмостками.
Стены служили естественной границей для внутреннего двора замка. В нем обычно размещались жилые помещения для феодала, гостей и прислуги, церкви и ремесленные мастерские. Часто структура замка подразумевала несколько рядов стен, что дополнительно осложняло жизнь штурмующим и позволяло организовать несколько линий обороны.
Ворота
Ворота — самая слабая точка замковых фортификаций, но они же играли важнейшую роль во всем средневековом быте. Это был основной и часто единственный способ осуществить вход и выход на окруженную крепостными стенами территорию. Помимо контроля движения, ворота также играли фортификационную роль и нередко усиливались целым комплексом защитных сооружений. Зная, что в первую очередь враг попытается прорваться за стены через главный вход, феодалы устанавливали по бокам от входа сторожевые башни: вход перед воротами — это слепое пятно, а потому обстрел в случае нападения следует вести с более удобных позиций.
Часто проход через замковые ворота искусственно удлиняли, чтобы как можно больше осложнить жизнь нападавшим. Помимо того, что им предстояло пробиться через железную решетку и массивные двери из толстого дерева, проход часто представлял собой «клетку смерти»: в потолок были вделаны решетки, сквозь которые обороняющиеся метали стрелы и копья, кидали камни и лили кипяток или раскаленную смолу. Находясь в ограниченном пространстве, окруженный со всех сторон противник часто был вынужден отступить под страхом смерти.
Говоря о воротах, нельзя не упомянуть барбакан. Он представлял собой отдельную башню, вынесенную за периметр стен замка и служащую для охраны подступов ко входу, будь то ворота или мост. Часто барбакан был не отдельным зданием, в пристройкой (т. н. ронделем), защищавшей мост через ров.
Ров
Для тех, кому мало крепостных стен и железных решеток на входе, архитекторы придумали еще одно сооружение, замечательное по своей простоте и функциональности. Широкая и глубокая искусственная канава, часто соединенная с естественным водным руслом, окружала замок и служила дополнительной системой защиты. Переоценить ее сложно: в том случае, если ров был заполнен водой, единственным проходом в замок оставался лишь узкий мост, по которому одновременно может пройти лишь небольшое количество вооруженных человек. К стенам, окруженным водой, не подкатить таран, да и не всякая метательная машина докинет до них камень. К тому же, водный ров практически полностью предотвращал возможность подкопа.
Конечно, ров приходилось обслуживать. Чтобы вода в нем не застаивалась и не цвела, его необходимо периодически очищать от мусора — дешевая цена за дополнительную гарантию безопасности. Даже в том случае, если воды во рву нет, он может стать дополнительной преградой для пехоты и особенно конницы: усеяв дно острыми кольями, феодал значительно осложнял жизнь наступавшим.
Заключение
Не нужно думать, что этим бесхитростным списком исчерпывается многообразие фортификационной архитектуры. Со временем замки становились все более крупными и совершенными, обрастали бастионами, капонирами и дополнительными пристройками. Конец эпохе замкостроения положила тяжелая артиллерия, ровнявшая с землей крепостные стены и высокие башни. В наши дни большинство сохранившихся замков стали музеями и превратились в популярные туристические объекты, но даже сейчас такое сооружение может послужить неплохой защитой — по крайней мере до тех пор, пока бомбардировка не превратит их в груду живописных руин.