Законы физики на железной дороге, или Почему поезда не ездят в горку

Ландшафт подчиняется железной дороге: ей высоко — гору срывают или дырявят тоннелем, низковато — делают насыпь. На главном ходе Транссиба — 15 тоннелей, на параллельных — еще десяток (в том числе самый длинный, семикилометровый тоннель под Амуром). Почему поезда ходят только по прямой? Давайте разбираться.
Александр Привалов
Александр Привалов
Законы физики на железной дороге, или Почему поезда не ездят в горку
Getty Images

Рельсы сделаны из стали, и колеса — тоже. Между двумя гладкими стальными деталями трение меньше, чем между шиной и дорожным покрытием. Оно даже меньше, чем между кожей и стеклом. Несмотря на это, сцепление между колесом и рельсой довольно серьезно и позволяет поезду двигаться вперед — все потому, что огромная масса локомотива или вагона ложится на очень маленькую площадь соприкосновения колес и рельс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы сдвинуть поезд с места, нужно приложить силу, способную преодолеть силу трения, вес поезда и аэродинамическое сопротивление. На плоскости это вполне выполнимо, и поезда развивают серьезные скорости и тянут внушительные грузы. Но все меняется, как только рельсы уходят в горку, даже не самую крутую.

Не прибегая к помощи рук, человек способен преодолевать уклоны в 75 градусов и даже чуть круче — правда, это дается с большими усилиями. Автомобиль легко преодолеет 30-градусный подъем. Для поезда, едущего по гладким рельсам, максимум — пара градусов: на более крутых склонах распределение веса меняется, сила трения ослабевает, и колеса проворачиваются вхолостую вне зависимости от того, насколько большая сила толкает состав вверх.

Иногда даже маломощный паровой локомотив можно заставить прогуляться вверх по холму, просто увеличив массу вагона: такое часто проделывают на железнодорожных ярмарках. Балласт создает дополнительное трение и, разогнавшись, поезд иногда преодолевает небольшие подъемы.

Нажми и смотри

Другой способ заставить поезд двигаться вверх — снабдить и рельсы, и колеса пазами и зубьями. Когда такой поезд едет по рельсам, он похож на две шестеренки бесконечного радиуса. Самый крутой подъем зубчатой железной дороги Pilatusbahn в Швейцарии достигает 48%, и выглядит это очень впечатляюще:

Нажми и смотри