Электровелосипеды: есть ли у них будущее (и обзор самых интересных моделей)

Мы вступили в век электротранспорта. И если электромобили пока массовыми назвать нельзя, то электроскутеры и электровелосипеды – самое что ни на есть настоящее. Протестировать велики мы попросили четырехкратного чемпиона по шоссейным велогонкам Юрия Амельхина.
Электровелосипеды: есть ли у них будущее (и обзор самых интересных моделей)

В подавляющем большинстве электровелосипедов электромотор не основной двигатель: он лишь обеспечивает помощь при педалировании, то есть педали придется все-таки крутить вам. Если вы хотите, чтобы электричество делало за вас все, то вам нужен электроскутер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек вместо ДВС

Большинство электровелосипедов представляют собой не очень глубокую переделку обычных великов. Самый простой способ – установить мотор-колесо, где элек--тро-двигатель и планетарный редуктор смонтированы на втулке. Классический пример – Klaxon Speedster. То, что это электровелосипед, можно догадаться только по увеличенной задней втулке, где прячутся бесщеточный электрический двигатель, датчик – анализатор вращения педалей, акселерометр, набор электроники и литий-ионный аккумулятор. Все это весит порядка 3 кг. Электромотор подключается лишь для преодоления подъемов или при резком ускорении. При такой схеме работы подзарядка от розетки не требуется: аккумулятор заряжается благодаря рекуперации при торможении, движении под уклон или просто во время спокойного движения по прямой. Почти гибридный автомобиль, только вместо двигателя внутреннего сгорания – человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Klaxon Speedster
Klaxon Speedster

Покатавшись на Speedster, я пришел к выводу, что в скором времени обычные велосипеды останутся только в спорте. Удовольствия от езды на электровелосипеде гораздо больше. Двигатель поможет в нужное время отдохнуть или преодолеть сложный участок дороги. Да и управление трансмиссией на электровелосипедах намного проще – это как «автомат» на автомобилях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Две кнопки на руле

Более редкая схема реализована в Biomega OKO. Его задняя часть вполне классическая, если можно назвать классической восьмискоростную планетарную втулку Shimano Alfine и углеволоконную ременную передачу вместо привычной цепи. Электромотор встроен в переднюю втулку, а аккумуляторы интегрированы в верхнюю раму. По сути Biomega OKO – это электрический мопед: на нем можно передвигаться на электротяге, на руле вместо привычной для байкеров ручки газа расположены две кнопки – для повышения и понижения мощности электроассистента.

Погонять с горы

Еще одна схема основана на разработках  компании  Bosch,  создавшей в 2011 году центральный электродвигатель,  агрегированный с педальным узлом, – Bosch eBike Systems. Данная технология применяется чаще в горных велогибридах. Центральное расположение электромотора и батарей не ухудшает развесовку и не добавляет лишнюю неподрессоренную массу на переднюю и заднюю подвески, что особенно важно для даунхилла. В педалеприводной системе Bosch приходится все время крутить педали, мотор лишь ассистирует (но ассистирует мощно) при подъемах и нагрузках – это как раз то, что нужно любителям погонять с горы. На главной веловыставке Европы Eurobike 2017 почти каждый производитель горных велосипедов продемонстрировал электро-модели на базе решений Bosch.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Biomega OKO
Biomega OKO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящий Mercedes среди велосипедов – и по качеству изготовления, и по материалам, и по ощущениям от поездки. На нем без труда можно в комфортном режиме объехать всю Москву и не устать. Электромотор ассистирует незаметно и вступает в игру ровно тогда, когда это необходимо, – на подъемах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Велосипед будущего

Все  перечисленные  решения  – скорее электрические переделки обычных велосипедов. Гораздо интереснее Gocycle G3, который изначально разрабатывался как электробайк. Этот своеобразный айфон среди электровелосипедов заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробнее. Придумал его британский инженер-дизайнер Ричард Торп, 25 лет проработавший в компании McLaren Formula 1. В 2002 году он ушел с работы и вплотную занялся проектированием своего велосипеда. Первая модель – G1 – увидела свет только через семь лет упорного труда, и сейчас Ричард выпускает третье поколение своих электровелосипедов – G3.

Сказать, что это складной велосипед, – значит ничего не сказать. Он складывается почти до размеров колеса, а колеса у него небольшие. Когда смотришь на коробку, трудно поверить, что внутри лежит полноценный велосипед. Он спроектирован специально для города, поэтому цепь спрятана в кожухе и никак не может испачкать брюки. Велосипед чем-то похож на Biomega OKO – и здесь на руле разместилось электронное переключение передач. С первого взгляда, кстати, можно и не догадаться, что перед вами электровелосипед: маленький, но мощный мотор на 250 Вт интегрирован во втулку переднего колеса, а довольно емкий аккумулятор – в раму из магниевого сплава. Трудно поверить, но масса G3 чуть больше 16 кг. В нем много интересных решений, которые будут вас долго удивлять. Например, вы не увидите традиционных тросовых приводов тормозов: они гидравлические и спрятаны в раму. Фантастически выглядит светотехника, выполненная в виде полосы светодиодов на руле, – такого нет даже на современных автомобилях. Но главное – как Gocycle ведет себя на дороге. Как писал британский журнал Electric Bike, «этот велосипед едет так же, как выглядит». А главный редактор журнала добавил: «G3 просто лучшее, на чем я когда-либо ездил».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Gocycle G3
Gocycle G3

Если не смотреть на цену, это лучший городской велосипед из всех, на которых я катался. Идеально подгоняется под любую комплекцию, легок в управлении и переноске, электроника четко работает. То, что это электровелосипед, понимаешь по той легкости, с которой крутятся педали, неважно, едешь по прямой или в гору. Ну а то, что при складывании он умещается в габариты колеса, делает Gocycle G3 просто чудом.