«Летающий монстр»: как устроен сверхтяжелый экранолет

Более 90% товаров, которые нужно доставить на дальние расстояния, везут морем. Морские контейнерные  перевозки дешевы, но очень уж медленны.  Воздушные  грузоперевозки куда удобнее, но в разы дороже. Хорошо бы найти нечто среднее.
«Летающий монстр»: как устроен сверхтяжелый экранолет
Архив

«Работы по созданию сверхтяжелого экранолета, способного лететь как вблизи водной поверхности, так и на удалении от нее, начались в 2014 году», – рассказывает начальник отдела аэродинамики транспортных самолетов  Центрального  аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Альберт Петров. Компоновка аппарата, названного «тяжелый транспортный самолет интегральной схемы» (ТТС-ИС), была предложена инженером ЦАГИ Александром Крутовым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экранолет
Двойной эффект аэродинамического экрана
При движении крыла на малой высоте над поверхностью на его нижней части увеличивается статическое давление – создается «динамическая воздушная подушка», увеличивающая подъемную силу. Кроме того, близость к «экрану» снижает негативное влияние концевых вихрей на основную часть крыла, уменьшая сопротивление. Оптимальным является полет на высоте, соответствующей 15–30% продольного размера крыла. Подъемная сила при этом режиме увеличивается примерно в 1,5 раза.

Масштабная модель супергрузовика уже прошла испытания в аэротрубе. Но впереди еще много работы. В настоящее время отсутствует один из главных элементов аппарата – мощный двигатель тягой в 50 тс. Для обеспечения экономичного полета с крейсерской скоростью до 500 км/ч должны быть использованы турбореактивные двигатели сверхбольшой степени двухконтурности или винтовентиляторные силовые установки. «Мы полагаем, что технически проект осуществим в начале 2030-х годов», – рассказывает Александр Крутов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экранолет
Аэродинамическое качество
Отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению летательного аппарата называется аэродинамическим качеством, или совершенством. Чем выше совершенство, тем эффективнее и экономичнее аппарат. У современных пассажирских и грузовых лайнеров этот параметр составляет примерно 15–20 единиц (например, у Boeing 747 он равен 17, а у Ан-225 – 19). Аэродинамическое качество экранопланов обычно выше вдвое. Теоретически, у наиболее совершенных экранопланов на высотах порядка 10–20% от хорды крыла оно может достигать 50–60 единиц.

Экранопланы, базирующиеся на воде, чувствительны к волнению на море. Кроме того, не каждый порт способен принять такой аппарат. Для ТТС-ИС этих проблем не существует. «Оптимальная высота полета ТТС-ИС выше восьми метров, так что никакие волны ему не страшны», – объясняет Петров. ТТС-ИС будет осуществлять межконтинентальные грузоперевозки и базироваться на сухопутных аэродромах, как обычный самолет.