Проблема последней мили: электрические курьеры города будущего

В Интернете постоянно появляются новости о всевозможных способах автоматизированной доставки. Тут тебе и дроны, и беспилотные грузовики, и чуть ли не возрождение исторической пневмопочты. Но автоматизированная доставка всё равно не может пока конкурировать с живыми курьерами, потому что у неё есть одна нерешённая проблема. Это проблема «последней мили», и сегодня мы расскажем о том, как её пытаются решить, в частности, инженеры Ford.
Проблема последней мили: электрические курьеры города будущего

Суть проблемы достаточно проста. Курьер приходит к вам в дом, офис, встречается с вами на улице — и передаёт вам заказ из рук в руки. Это минимизирует ваши трудозатраты и даже мысли о том, что вы что-то заказали: просто в какой-то момент вам позвонят и принесут заказ туда, куда вы скажете. Причём любой заказ — упаковку йогуртов или новый компьютер. Даже только что купленный автомобиль подгонят на стоянку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каким бы прекрасным не казалось светлое будущее автоматизированных систем доставки, они не могут принимать решения, доступные человеку. Потому что они — не искусственный интеллект, а просто комплекс алгоритмов, неспособный на иррациональное мышление. Если курьеру дают неверный адрес, он звонит и уточняет. Он понимает, что нужно, например, позвонить в домофон или подняться по лестнице, если лифт не работает. Или поговорить с охранником офиса, чтобы сообщить о своём появлении.

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все автоматизированные системы могут работать только в типовых условиях — или уже заложенных в их программу, или достаточно простых для самообучения. Поэтому дрон не позвонит в вашу дверь в большом городе — он может доставить пиццу только в заданную точку, например, на газон перед загородным домом. И так далее.

В конце февраля мы съездили на крупную международную выставку Mobile World Congress 2017 в Барселоне и удивились, увидев стенд Ford. Практически все стенды были плюс-минус на одну тему: будущее связи, 5G, новые модели смартфонов с ещё более качественными камерами, виртуальная реальность. А Ford — автомобильная компания! — привезла на MWC необычную тему: ряд решений этой самой проблемы «последней мили» в рамках концепции Cities Of Tomorrow («Города будущего»). И если вам кажется, что это такая мелочь, то нет — это не мелочь, а стена, через которую пока не получается пробиться у разработчиков систем автоматизированной доставки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автономные средства

Проект Last Mile Challenge подразумевает доставку чего бы то ни было от двери до двери — без участия человека или с минимальным его вмешательством. Идея Ford называется Autolivery и представляет собой совокупность беспилотного автофургона и интегрированных в него дронов. Одна из проблем доставки дронами заключается в их сравнительно небольшом радиусе действия и времени полёта. Autolivery позволяет обойти этот недостаток.

Autolivery
В прозрачной визуализации видно, что товары хранятся в центральной части автомобиля, поступают
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суть относительно проста: фургон представляет собой автономную платформу с ячейками, содержащими товары. Помимо того, внутри скрываются дроны, способные взять одну из упаковок и отнести её по воздуху на заданное расстояние. Когда фургон приближается к точке доставки, дрон отделяется от него и летит вперёд — максимально близко к заказчику. Предполагается, что в городе дрон сможет доставлять товары непосредственно на балконы. Пока сочетание беспилотных коптеров и автомобилей — это только концепт, существующий в форме скетчей и компьютерной модели. Сложно сказать, можно ли довести модель до физической реализации именно в таком виде — скорее всего, она потребует серьёзной переработки, и непосредственных планов по воплощению Autolivery «в железе» пока нет. Но как идея проект может дать серьёзный толчок развитию подобных технологий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Autolivery
Autolivery
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, эта система не абсолютна. С одной стороны она позволяет обойти, например, пробки — если автомобиль «застрял» в радиусе действия дрона, то тот может полететь вперёд, доставить товар и вернуться, сэкономив время. С другой стороны, если у пользователя нет балкона и живёт он в квартире, находящейся в глубине дома, автоматика не спасёт, и проблема «последней мили» останется. Но всему своё время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем более два других концепта Ford пытаются решить эту проблему уже на уровне доставки к самому порогу.

Домашние животные

С первого взгляда Ford Carr-E напоминает гибрид модели Focus и... робота-пылесоса. Очень странный, в общем, гаджет. Своими же повадками он больше всего похож на очень верное хозяину домашнее животное. Собственно, а для чего он нужен?

Carr-E
Carr-E
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Собственно, для доставки. Это действительно компактный автономный электромобиль массой 10 кг и грузоподъёмностью 120 кг, имеющий ряд типовых режимов и управляющийся посредством специального приложения на смартфоне. Использовать его можно разными способами. Например, приехать, выгрузить Carr-E из багажника, поставить на него большую коробку или тяжёлый чемодан и приказать следовать за собой. И он будет следить и ехать за вами. При необходимости он может работать как сигвей — то есть на Carr-E можно встать и ехать на нём самому. Идея Ford в первую очередь не в том, чтобы люди покупали себе такие устройства, а в том, чтобы Carr-E могли работать в общественном пространстве в рамках концепции города будущего. По сути, это такой каршеринг — но не автомобилей, а автономных платформ, которые можно вызвать с помощью приложения или взять на специальной станции. Естественно, это не отменяет и индивидуального пользования системой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Carr-E
Может быть использован и как носильщик тяжестей, и как городской транспорт.

Carr-E был на MWC «вживую». Смешной, похожий на переднюю часть серийной модели Ford. Серьёзные руководители в костюмах за $5000, как дети, катались на нём по площадке. Нам показалось, что концепт пока недостаточно доработан — в частности, стоило бы улучшить его проходимость и оснастить его гироскопами, как уже упомянутый сигвей. Потому что на данном этапе бордюры или газоны могут стать серьёзной преградой. Но это первая демонстрация — система ещё будет дорабатываться. Речь ведь о городе будущего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Triciti
Triciti

Вторая история полуавтономной доставки — это электрический складной трицикл Ford Triciti. Его можно сравнить с модным сегодня велосипедом Strida — он складывается в очень компактную систему, но при этом Triciti — устройство грузовое и очень выносливое. Многочисленные конфигурации позволяют ему быть тележкой для самых разных грузов, пассажирским электровелосипедом, комфортно спускаться по лестнице и складываться практически в линию. Triciti — это устройство, расширяющее в первую очередь возможности курьера, который с его помощью может в одиночку доставить от дверей до дверей, например, холодильник. Да, это не автономная система, но тоже шаг к решению проблемы «последней мили».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Triciti
Легко складывается и крепится, например, на двери микроавтобуса доставки.

Концептуальное восприятие

Термин «город будущего» (как и «умный дом») чаще всего звучит, как какая-то абстракция, набор разнородных решений, которые теоретически когда-нибудь составят единый организм. Специалисты Ford, конечно, много рассказывают о Cities Of Tomorrow, но с другой — предлагают реальные переходные решения, которые могут работать здесь и сейчас. Тот же трицикл Triciti — совершенно реализуемый концепт, ступенька к следующему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На деле в рамках программы решается не только пресловутая проблема «последней мили», но и другие вопросы, возникающие к современному городу у его жителей. Например, в рамках совместного проекта с Vodafone Ford планирует оборудовать автомобили 4G-модемом FordPass Connect, раздающим Интернет для пассажиров. По сути, это аналог технологии, которая сегодня используется в общественном транспорте, например, в метро и автобусах, но интегрированная в серийный автомобиль. Машину можно будет однократно подключить к Интернету, а пассажиры будут использовать Сеть через Wi-Fi.

Triciti
Живые испытания.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличии от, скажем, сферы виртуальной реальности, которая сейчас растёт взрывными темпами, тема «умного города будущего» не балует нас революциями — но развивается в спокойном эволюционном темпе. Вы можете сказать: ну что это такое, тоже мне, дроны и без Ford доставляют покупки, а беспилотные автомобили ездят по дорогам общего пользования. Конечно, именно так, но вопрос не в том, существует технология или нет, а в том, как она сочетается с другими и применяется. Телефон тоже изобрели почти полтора века тому назад, и он эволюционным образом пришёл к тому, что сегодня мы называем смартфонами.

И это гораздо более реалистичный взгляд в будущее, чем футуристические предсказания о том, что через пару лет все люди станут киборгами, а думать за нас будет искусственный интеллект. Реальные шаги — Wi-Fi в серийных моделях и электрические курьеры — важнее фантазий. Хотя фантазия тоже играет огромную роль — она вдохновляет на эти самые шаги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Carr-E
Carr-E