Как построить космический корабль: технологии, без которых нельзя обойтись

Что вам потребуется, если вы задумали построить космический корабль, который должен долететь до других планет? Конечно, сверхлёгкие материалы, ультрапрочные сплавы и прорывные идеи. А ещё — мощные программы для инженерного моделирования. Такие программы способны завершить полмиллиарда операций меньше, чем за сутки, и показать, что случится с каждым узлом корабля, когда закончится отсчёт и в бетон космодрома ударит пламя двигателей первой ступени.
Как построить космический корабль: технологии, без которых нельзя обойтись
Getty images

Сегодня мы как никогда близки к покорению Марса. И дело даже не в амбициозных планах правительственных агентств и частных компаний, а в технологиях, которые позволяют моделировать физические процессы. Сейчас специалисты располагают такими системами инженерного анализа, которые позволяют виртуально протестировать каждую деталь конструкции прежде, чем первые винтики сойдут с заводского конвейера или выйдут из сопла 3D-принтера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система моделирования: проверка корабля Orion

Именно такие расчёты превратили строительство корабля Orion, который должен доставить людей на Красную планету, из невозможно дорогого проекта в просто очень дорогой, из проекта на десятилетия — в дело ближайшего будущего. Во время посадки космического корабля Orion на поверхность Марса на него будут действовать колоссальные силы, воссоздать которые в земных условиях просто невозможно. Просчитать все нагрузки, которые лягут на конструкцию, нужно, разумеется, еще до того, как взвоют двигатели первой ступени ракеты-носителя. Для этого при помощи пре- и постпроцессора Femap и МКЭ-решателя NX Nastran от Siemens PLM Software была создана подробнейшая модель корабля — все три отсека и их состояние на всех этапах полёта. Уменьшив масштаб модели, инженер может рассчитать давление, которое придётся на каждую конкретную гайку или участок переборки. Увеличив масштаб, можно рассчитать перегрузки, которые лягут на всю систему вместе с ракетой-носителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Инженер NASA за работой над моделью космического корабля Orion в системе Femap.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имея систему моделирования, подобную Femap, не нужно строить громоздкий и дорогой образец корабля, чтобы проверить, какие материалы лучше подойдут для каждой детали: их можно подобрать, глядя на экран компьютера. Несколько кликов мышкой — и инженер может проверить, как поведёт себя в данном месте тот или иной сплав или пластик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изначально перед создателями Orion стояла задача максимально облегчить конструкцию без потери прочности. Благодаря Femap это удалось сделать, сократив изначальный расчётный вес на четверть: учёные меняли материал на более лёгкий в виртуальной модели и смотрели, выдержит ли она ожидаемые нагрузки. Еще 20 лет назад мощность систем компьютерного моделирования физических процессов позволяла рассмотреть для конструкции сложной машины — к примеру, самолёта — не больше сотни вариантов нагружения. При расчёте корабля Orion использовалось около 900 вариантов.

Усложнившись внутри, программы моделирования приобрели более простой и понятный интерфейс, чем в начале 90-х: теперь перед пользователем не жесткий чертёж и не таблица данных, а трехмерная модель, раскрашенная во все цвета радуги, а распределение нагрузки изображается цветом, распределённым по градиенту, как высоты и глубины на физической карте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анализ и визуализация теплопереноса в системе Femap.

Моделирование начинается с геометрии. Чертежи будущих машин и их деталей создаются в CAD-системах. Однако в них можно только нарисовать изделие, но не проверить, как оно поведёт себя под нагрузкой. Чтобы посмотреть, как машина или конструкция будет вести себя в работе, используют пре- и постпроцессоры систем инженерного анализа. Что могут системы инженерного анализа?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-первых, они умеют рассчитывать динамику. Крыло самолёта или подвижная деталь двигателя работают в движении, и программа может показать, как будет двигаться одна или сразу несколько деталей. Во-вторых, задав свойства материалов, использованных в конструкции, можно быстро предсказать деформацию, которой подвергнется вся система, если на неё подует сильный ветер или внезапно обрушится несколько G перегрузки. В-третьих, если система гидравлическая или работает в жидкостной среде, система инженерного анализа смоделирует движение жидкости и её воздействие на элементы конструкции. Можно также моделировать потоки воздуха и любых других газов. В некоторых программах можно работать и с температурами — анализировать теплоперенос между средой и деталями конструкции, смотреть, какая часть больше всего нагреется в работе, и подбирать более или менее термостойкие материалы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПО, без которого не запустить телескоп

Без специального ПО для расчёта теплообмена так и осталась бы нереализованной мечта всех астрофизиков Земли — космический телескоп Джеймса Уэбба, который пришел на смену главному космическому дозорному человечества — телескопу «Хаббл».

Во время сборки зеркала телескопа Джеймса Уэбба.
NASA

У телескопа Джеймса Уэбба есть две рабочие стороны: холодная (развёрнутая к солнцу) и горячая — та, на которой расположены все главные научные инструменты. Чтобы каждая деталь выполняла свою работу и не мешала другим в условиях экстремальных температур открытого космоса и сильной радиации, учёные смоделировали поведение элементов и всей конструкции телескопа в Femap.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без компьютерного моделирования не обошёлся и нашумевший проект Solar Impulse — кругосветный полёт самолёта на солнечных батареях. Конструкция Solar Impulse не имела и до сих пор не имеет аналогов: при размахе крыльев около 70 метров самолёт весил не больше легкового автомобиля (1,6 тонны).

Инженерные расчёты в Femap позволили сделать самолёт на солнечных батареях Solar Impulse достаточно лёгким для того, чтобы подняться в воздух и облететь земной шар, не потратив ни одной капли горючего.

В Femap проектировщики самолёта Solar Impulse добавили к крыльям ячеистые кевларово-углепластиковые элементы, позволившие оптимально распределить нагрузку на крыло и облегчить конструкцию летательного аппарата. При разработке кабины расчёты в программе также сыграли важнейшую роль. Благодаря возможности «пробовать на прочность» разные материалы в виртуальной модели кабину удалось расширить в три раза, увеличив её массу менее чем вдвое.

Современные технологии позволяют делать реальностью то, что еще недавно казалось фантастикой. Время, которое требуется на инженерные расчёты, сокращается: там, где раньше были нужны годы, решатели XXI века справляются за часы.