Боевые человекоподобные роботы: как их делают
У вас есть гигантский робот. У нас есть гигантский робот. Вы знаете, что должно случиться. Мы вызываем вас на бой», — железная перчатка была брошена, когда американцы Мэтт Орлейн и Гай Кавальканти опубликовали открытый вызов на YouTube. Боевой и даже вполне человекоподобный робот Kuratas, герой прессы и выставок, мог бы и спасовать перед угрожающим противником из США. Его создатель, глава Suidobashi Heavy Industry Когоро Курата, с решением не замедлил. Уже несколько дней спустя в Сети появился его ответ: «Нельзя позволить, чтобы нас побили представители другой страны. Гигантские роботы — это наша, японская тема. Поэтому я хочу, чтобы они были раздавлены».
Японская тема
Концепцию гигантских боевых человекоподобных роботов японцы, как и многое другое в своей культуре, подхватили у соседей. Насколько известно, впервые этот образ появился у Жюля Верна, а затем — в «Войне миров» Герберта Уэллса. Но, как это в Японии умеют и любят делать, идея была серьезно переработана, получила яркий национальный колорит и вернулась человечеству в совершенно ином виде. В аниме и манга на гигантских роботах специализируется целый жанр, «меха», который, в свою очередь, вдохновил новые образы западной культуры. Боевые человекоподобные роботы (БЧР) стали героями фильмов и интернет-мемами. Так просто это закончиться не могло. И действительно: эксплуатируя популярность БЧР, японская компания Suidobashi на изобретательской выставке Wonfes в 2012 году представила могучего Kuratas весом почти пять тонн. Отдельные БЧР существовали и до того, но все они создавались для развлечений, в парках и на фестивалях. Этот же, по заявлению основателя Suidobashi Когоро Кураты, может действовать как по-настоящему суровая боевая машина будущего. Возвышаясь над толпой, Kuratas потрясал могучим захватом железной клешни, приседал на гидроприводах и эффектно вращал многоствольными «Гатлингами», производя серьезное впечатление. Ловкий ход позволил привлечь огромное внимание посетителей и прессы, и вскоре Kuratas появился в японском онлайн-магазине Amazon. Сегодня его можно купить за 120 млн йен — без малого миллион долларов.
Однако некоторые обозреватели сразу отметили, что настоящим БЧР его не назовешь. Робот может быть автоматическим или полуавтоматическим, а вот Kuratas больше подходит под определение бронированной боевой машины. Он неспособен даже частично анализировать обстановку, принимать решения или хотя бы пошевелиться: управление полностью сосредоточено в руках пилота, который сидит внутри, в защищенной кабине и пользуется парой манипуляторов Kinect. На Amazon робот представлен в разделе игрушек, а отзывы о нем скопились в основном юмористические. Эта тема наверняка так бы и заглохла, если бы за нее с чисто американской хваткой не взялись Мэтт Орлейн и Гай Кавальканти; летом 2015 года они вызвали робота на дуэль.
Американская хватка
Впервые Когоро Курата прославился в 2007 году, когда продемонстрировал модель робота Scopedog из аниме-сериала «Бронированные воины Вотомы» в натуральную величину. Его облик во многом вдохновил и конструкцию Kuratas: линии японского БЧР напоминают обтекаемых роботов аниме и манги. Противник, которого предложили ему Орлейн и Кавальканти, — робот с совершенно другим характером. Гусеничный MegaBot Mk. II с его грубыми формами и огромной бензопилой выглядит как пафосный герой голливудского боевика. Впервые выйдя к зрителям на фестивале Maker Faire 2015, он для пущего устрашения был даже покрашен «под ржавчину». К этой эффектности американцы добавили нотку патриотизма и, проведя краудфандинговую кампанию под лозунгом «Поддержи США в схватке гигантских роботов», быстро набрали полмиллиона долларов, необходимые для работ над своей машиной.
Надо сказать, что хотя ответ из Японии последовал быстро, он был тщательно обдуман. Когоро Курата поставил дополнительное условие о том, что в бою должны быть разрешены и рукопашные схватки, с использованием собственной массы робота и ручного оружия. «Я хочу толкнуть их, уронить и раздавить, — сказал японский изобретатель. — Тогда мы примем вызов. "Мегаботы", организуйте дуэль. Мы приедем». В самом деле, для MegaBot Mk. II с его завышенным центром тяжести бой на близкой дистанции может оказаться роковым. Получив финансирование, Орлейн и Кавальканти провели необходимые тесты и убедились: их робот к рукопашной схватке не готов. Он легко падает, а защита кабины явно недостаточна, угрожая пилоту опасными травмами. Поэтому пока в Suidobashi дорабатывают свой прототип, американцы занялись созданием мегабота следующего поколения, который будет лучше приспособлен для настоящего боя.
Большой интерес публики позволил привлечь спонсоров, и Mk. III получит сверхточные гидроприводы Parker Hannifin, мощный 350-сильный двигатель и систему управления от IHMC, которая используется на таких совершенных человекоподобных роботах, как ATLAS (Boston Dynamics) и Valkyrie (NASA). А главное, вес машины достигнет уже 12 т, что даст ему ощутимое преимущество перед более сбалансированным, но вдвое более легким японским аппаратом. «Mk.II был недорогим прототипом гигантского боевого робота, — говорит Мэтт Орлейн. — Mk. III разрабатывается заново». В сентябре 2016 года создатели MegaBots объявили о том, что весь процесс работы будет освещаться в 10-серийном онлайн-сериале: стоимость Mk. III требует привлечения дополнительных инвестиций. Деньги им нужны, ведь в планах Орлейна и Кавальканти — создание всемирной лиги для регулярных состязаний боевых роботов.
Всемирная лига
«Наши бои изначально интернациональные, — рассказал "TechInsider" Мэтт Орлейн. — Первая битва будет между представителями двух стран. Но логично развить по-настоящему международный спорт». На проработку всех деталей организации «олимпиады боевых роботов» американцы получили отдельное финансирование, вдвое большее, чем на создание нового робота. На Mk. III на платформе Kickstarter им удалось собрать $550 000, еще около миллиона принесла реклама и продажа сувениров; на организацию соревнований осенью 2016 года инвесторы внесли $2,4 млн.
Однако и работы предстоит немало: пока совершенно неясно, как подступиться даже к транспортировке тяжелой «боевой» машины через государственные границы. Для решения этих вопросов был привлечен опытный юрист Кристофер Бриртон из адвокатского бюро Latham Watkins, которое представляет также интересы Международного олимпийского комитета и ряда спортивных лиг, включая баскетбольную NBA и футбольную NFL. Возможно, он сумеет приблизить проведение первого боя, которое откладывается уже больше года: команда MegaBots продолжает выбирать подходящую площадку и дату проведения. По словам Орлейна, к этому они подходят с особой тщательностью, поскольку от первого боя зависят и репутация всего предприятия, и будущие принципы международной лиги.
Команды и промоутеры еще ведут переговоры по точным формулировкам условий боя. Смертельной схватки не предусматривается: никто не хочет рисковать ни жизнями пилотов, ни роботами стоимостью больше миллиона долларов. Увесистые снаряды, которыми БЧРы станут осыпать друг друга из пневматического оружия, будут пейнтбольными. «При попадании снарядов в цель защитные панели взрываются, — сообщает предварительный вариант правил. — Компьютер отслеживает повреждения ключевых узлов туловища и конечностей». По мере накопления повреждений бортовая автоматика должна отключать соответствующие детали и даже полностью блокировать пораженную руку или оружие: в первом бою «выиграет тот мегабот, который устоит последним».
Первый бой
Проигрывать первую, историческую схватку не хотят ни японцы, ни американцы. «Это не прогулка по парку, — говорит Орлейн. — До сих пор ни опыта, ни индустрии по производству мегаботов не существует, поэтому нам нужно быть особенно внимательными в разработке. Ошибки могут стоить миллионы долларов — или чьей-нибудь жизни». Кабина нового Mk. III будет оснащена системами защиты, заимствованными из автоспорта, и будет удовлетворять всем требованиям безопасности, принятыми для гонщиков и военных. Многослойная защита включает металлические пластины, поликарбонатное (а возможно, и пулезащищенное) стекло и демпфирующий слой резины. Благодаря сложной подвеске пилот не получит опасных повреждений даже при падении робота навзничь.
Зато куда опаснее робот становится для противника: различные модули ручного оружия позволяют действовать на разной дистанции, а особенно угрожающе выглядит мощный гидравлический сучкорез, развивающий усилие до 30 т. «У нас теперь одни из лучших на рынке и самых быстрых гидравлических приводов. У нас невероятно сложная система управления, которая позволяет роботу динамично реагировать. Ну и супермощный двигатель, — перечисляет Орлейн. — Мы уверены, что команда США позволит нам гордиться своей страной. Но в конце концов, если это будет реальная бойня между роботами, от нее выиграют все».