От Пакистана до Тайваня: 10 малоизвестных производителей самолетов из самых неожиданных стран
Каких производителей самолетов вы знаете? Наверняка в вашей голове сейчас возникли названия таких компаний, крупных производителей пассажирских самолетов как «Airbus» («Аэробус») , «Boeing» («Боинг»), быть может кто-то вспомнил и третью по известности компанию «Lockheed Martin». В среднем у каждого из этих гигантов авиапроизводства по 100 000 сотрудников. Среди производителей самолетов первое место в мировом рейтинге занимает Америка. Славится и производитель самолетов «ATR» («АТР») и «Airbus» («Аэробус») Франция. Но строят их не только в США и Франции. Как вы думаете, кто производитель «Суперджет»? Эти самолеты делаются в России. Давайте познакомимся и с другими производителями моделей самолетов со всего мира.
PAC (Пакистан). Единственный и очень даже крупный — даже на мировом уровне — пакистанский производитель авиационной техники. Основан этот авиапроизводитель в 1971 году при содействии Военно-воздушных сил Пакистана для обеспечения армии самолетами собственного производства. Начинала компания с производства лицензионных Dassault Mirage III и других самолетов, но сегодня делает и собственные модели. На снимке — основной производимый PAC самолет, CAC/PAC JF-17 Thunder, совместная разработка PAC и китайской компании Chengdu Aircraft Corporation (CAC).
Niki (Болгария). Один из немногих в Европе и единственный в Болгарии производитель автожиров. Компания производит автожиры в формате кит-комплектов. В линейке компании — модели различных размеров и форм-факторов, на снимке — Niki Kalithea с болгарского авиазавода.
Airo (Объединённые Арабские Эмираты). Производитель самолетов в Эмиратах, казалось бы, должен строить летающие лимузины класса «люкс», но на деле этот авиапроизводитель делает легкие самолетики по лицензии чешской Urban Air. На снимке — Airo 5 UL, лицензионная версия Urban Air Samba.
AeroAndina (Колумбия). Этот колумбийский производитель малых самолетов существует с 1971 года. Конечно, трудно конкурировать с производителем самолета «Эмбраер», соседней Бразилией. Но на данный момент в линейке несколько моделей, на снимке — самолет AeroAndina MXP-1000 Tayrona (крейсерская скорость — 190 км/ч, дальность полета — 600 км, технический потолок — 3660 м).
BRM (Португалия). Португалию трудно назвать авиационной державой, и производитель самолетов там только один, причем сомнительного характера. Авиапроизводитель BRM делает малые самолеты, но инженеры компании Zenith неоднократно заявляли, что BRM — это не более чем нелегальная копия их разработок. На снимке — модель BRM Citius.
IPTN (Индонезия). Крупнейшая индонезийская компания, работающая в отрасли авиации. Существует с 1976 года, впрочем IPTN — наследница более ранних авиазаводов, образованных ВВС Индонезии еще в 1946-м. В гамме компании в разное время были различные самолеты, лицензионные и собственной разработки, а также оборудование, запасные части; также данный авиапроизводитель обслуживает и ремонтирует самолеты. На снимке — CASA/IPTN CN-235, совместная разработка с испанской Construcciones Aeronáuticas SA.
Raj Hamsa (Индия). В Индии несколько производителей самолетов, в том числе значительно более крупные — Hindustan Aeronautics Limited и Mahindra Aerospace. Но мы решили включить в обзор маленькую компанию из Бангалора, производящую сверхлегкие самолеты, недалеко ушедшие от парапланеров. На снимке — Raj Hamsa X-Air, базовая модель, на которой основана целая линейка.
Utva (Сербия). Сербская компания существует с 1937 года и после распада Югославии осталась на территории Сербии, где успешно работает по сей день. Первый прототип спортивно-тренировочного самолета Lasta поднялся в воздух в 1985 году, сегодня производится его «инкарнация» Lasta 95 (на снимке). Самый крупный заказ на Lasta к сербскому авиапроизводителю поступил из Ирака в 2007 году — сразу 36 таких машин.
IAR (Румыния). Industria Aeronautică Română, старейший румынский производитель самолетов и вертолетов. Компания существует с 1925 года и в разное время делала множество различных летательных аппаратов — планеров, самолетов различного класса. Сегодня компания делает только вертолеты, основная модель — это военно-транспортный IAR 330L Puma.
AIDC (Тайвань). Тайваньская компания, основанная в 1969 году, сегодня разрабатывает и производит многочисленные самолеты военного и гражданского назначения. Наиболее известный самолет авиазавода — это многоцелевой сверхзвуковой истребитель AIDC F-CK-1 Ching-kuo, производящийся с 1994 года.