Что случилось с марсианским модулем «Скиапарелли»?
19 октября ученые всей Земли с замиранием сердца следили за прямым влючением из центра управления Европейского космического агентства, ожидая услышать о благополучной посадке планетарного модуля «Скиапарелли» миссии ExoMars.
«Скиапарелли» с успехом проделал путь почти до самого Марса вместе с орбитальным модулем Trace Gas Orbiter, а затем, разделившись с ним, должен был сесть на поверхность красной планеты. Однако специалисты ESA потеряли связь с модулем незадолго до предполагаемого времени тачдауна.
Вчера ESA опубликовала на своем сайте нечеткий снимок места падения «Скиапарелли», сделанный аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). На фото видно, что на равнине Меридианов 20 октября появилась черная точка, которой год назад, когда MRO в прошлый рпз пролетал над этим участком, не было. Каждый пиксель этого фото — это шесть метров на Марсе. Новое образование на снимке Марса состоит из двух частей. Ученые полагают, что одна из них — это 12-метровый парашют, а вторая — кратер 15 x 40 метров, образовавшийся в результате падения самого аппарата.
«Скиапарелли» слишком рано отключил тормозные двигатели и из-за этого находился в свободном падении на Марс гораздо дольше расчетного времени. К такому выводу приходят специалисты ESA. Он падал на поверхность планеты с высоты от 2 до 4 тысяч метров и успел за это время развить скорость более 30 км/ч. Ученые так же допускают, что аппарат взорвался при контакте с поверхностью, потому что в баках тормозных двигателей оставалось еще много неизрасходованного топлива. Подробнее о том, куда упали другие части модуля и что произошло при падении «Скиапарелли» агентство сможет сообщить, когда получит более четкие данные и расшифрует данные, отправленные модулем за секунды до обрыва связи.
Несмотря на потерю связи и вероятную гибель устройство, ESA не считает миссию проваленной: орбитальному модулю Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) удалось выйти на стабильную орбиту и начать передавать данные о состве марсианской атмосферы. Кроме того, «Скиапарелли», основная задача которого заключалась в отработке мягкой посадки на поверхность Марса, был еще и научным инструментом. Данные, которые он посылал все время полета к Марсу, уже признаны крайне ценными для науки и будущих марсианских пилотируемых миссий, заявил в четверг на пресс-конференции представитель ESA.
Проект ExoMars совместно воплощают в жизнь Европейское космическое агентатсво и Россия. На «Роскосмосе» лежала миссия по выведению модулей в космос на ракете-носителе «Протон-М» и постройка узла приема данных. Вскоре после выхода «Протона» на околоземную орбиту «Роскосмос» передал управление обоими модулями в ESA.