Как именно будут обучаться роботы будущего?
Если появление Интернета можно считать рождением цифровой революции, то сегодняшние технологии создания искусственного интеллекта — это уже смышленый ребенок, который делает первые шаги к зрелости. Исследователи и разработчики создают все новые методики, позволяющие цифровому сознанию учиться и впитывать информацию. Как бы то ни было, рано или поздно система ИИ должна перейти к самостоятельному обучению. Но вот то, как именно осуществить подобный процесс, вызывает у ученых разногласия. Они фактически поделились на два лагеря.
Одни специалисты считают, что если мы сами будем исправлять ошибки, возникающие в системе в процессе изучения, то она со временем будет выбирать только верные решения. Другими словами, мы будем выступать в роли заботливых родителей, пока наше детище не научится самостоятельно принимать решения. Другие ученые уверены, что самосознание по большей части позволяет людям принимать решения, основываясь на собственных ограничениях. Они говорят, что искусственный интеллект тоже сможет извлечь выгоду, основываясь на собственных ошибках и самостоятельно вырабатывая алгоритмы поведения, которые будут корректироваться в зависимости как от позитивного, так и от негативного опыта, а также от осознания границ своих возможностей.
Эрик Хорвиц, ученый и исследователь компьютерных алгоритмов, полагает, что нет нужды осуществлять контроль на каждом этапе обучения. Он приводит в пример детей, обладающих удивительной особенностью впитывать информацию об окружающем мире и обучаться понятию «А», порой даже не задумываясь о понятии «Б». Так, к примеру, они учат языки, просто случая как говорят старшие, и самостоятельно выстраивают правильный путь составления предложений из слов.
Эндрю Ын, американский ученый в области информатики и доцент Стэндфордского университета, развивает эту тему на примере их собственной работы. Команда ученого создала алгоритм распознавания речи, основанный на 45 000 часов аудиоданных — это почти 5 лет непрерывного произношения английской речи. Конечно, система может усвоить данные, которые добывались в течение 5 лет, всего за 5 часов, но можно ли в таком случае проводить аналогию с мышлением ребенка? Ни один человек не в состоянии удержать в мозгу такой колоссальный объем информации, а значит речь идет не о количественном, а о качественно ином подходе к процессу обучения.
Однако несмотря на разногласия, исследователи часто делятся прогрессом в собственных исследованиях, публикуя программы с открытым кодом. Так, мало помалу, два разных подхода формируют единую систему, которая и позволяет ИИ развиваться год от года. Важно решить базовые вопросы обучения систем на том этапе, пока весь мир не оказался под управлением машин — в противном случае передача контроля в руки ИИ может плохо кончиться, и речь здесь идет вовсе не о научной фантастике.