Пентагон задумался об истребителях шестого поколения
Соединенные Штаты и их союзники по НАТО планируют заняться разработкой следующего поколения истребителей, чтобы гарантировать себе превосходство в воздухе, которое, по мнению американских военных, находится под угрозой в связи со скорым вводом в эксплуатацию новейшего российского самолёта ПАК ФА (Т-50) и китайского Chengdu J-20.
Основными характеристиками истребителей пятого поколения являются прежде всего уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах; возможность полёта на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа; высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей; сверхманёвренность; автоматизация управления бортовыми информационными системами; повышенная боевая автономность и наличие автоматизированной системы управления с функцией решения тактических задач.
ВВС США уже эксплуатируют малозаметный многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor и малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning II, но три четверти американских самолетов — это устаревшие истребители четвёртого поколения 1970-х годов выпуска. К 2030 году они потребуют неизбежной замены, поэтому Пентагон задумался о следующем — шестом — поколении истребителей.
По мнению американских военных экспертов, российский Т-50 обладает целым рядом преимуществ над F-22. К примеру, ПАК ФА имеет в крыльях радар L-диапазона, против которого бесполезны технологии Raptor. Аналога такого радара на F-22 нет и не планируется. Т-50 имеет специальный инфракрасный радар обнаружения и уже производится с ним, а F-22 только планируется оснастить сходной системой к 2020 году. F-22 может брать 6 тяжёлых ракет для дальнего боя, а ПАК ФА — только 4 штуки, но с увеличенной в два раза дальностью полёта. Т-50 обладает лучшей сверхманёвренностью за счет изменения вектора тяги в трёх измерениях, а не двух.
Большая часть тактико-технических характеристик китайского истребителя Chengdu J-20 «Чёрный орёл» остаётся загадкой. Самолёт имеет большое количество элементов, позаимствованных как у российского МиГ 1.44, так и у американских F-22 и F-35, например, треугольное крыло, пару подфюзеляжных гребней, фонарь и носовую часть, воздухозаборники и геометрию цельноповоротного вертикального оперения.
Пока никто не знает, чем будут отличаться истребители шестого поколения от своих предшественников. Лазерное оружие, всевозможные сенсоры и режим полностью автономного пилотирования? Может быть. Но, как показывает опыт разработки многострадального истребителя F-35, в погоне за инновациями не стоит забывать и про надёжность работы бортовых систем.