Самолёт дня: Starr Bumble Bee II
Титул «самого маленького самолёта в мире» переходил от модели к модели достаточно часто. Первым официальным обладателем этого титула был построенный в Калифорнии Wee Bee, совершивший первый полёт в 1948 году. В следующие четыре года в борьбу вступили инженеры Рэй Ститс с самолётом Junior и Уилбур Стэйб с машиной Little Bit. В 1952-м Ститс поставил точку: его новый мини-самолёт Stits SA-2A Sky Baby имел размах крыла 2,18 метра, и рекорд держался вплоть до 1980-х. Да, основной параметр размеров самолёта — это именно размах крыла, длина может быть и чуть больше предыдущего рекордсмена.
Инженер Роберт Старр из Аризоны поставил себе задачей побить достижение Stits — и в 1984 году сделал это, подняв в воздух Bumble Bee с размахом крыла 1,98 м. Но у конструктора Sky Baby Рэя Стита был сын Дональд, который спустя полгода, в середине 1984-го поставил очередной мини-рекорд, построив самолёт Baby Bird с размахом крыла 1,90 м. Впоследствии Baby Bird, пилотируемый Харольдом Немером, успешно поднимался в воздух ещё 35 раз.
Но Старр не сдался. В 1988 году он, наконец, закончил строительство Starr Bumble Bee II с совершенно невозможным размахом крыла в 1,68 м. 8 мая 1988 года Bumble Bee II совершил свой первый полёт, и рекорд вернулся к Старру.
Но в то же время история закончилась почти трагически. Старр недооценил сложность управления своим самолётом. Он показал достаточную стабильность и продержался в воздух столько времени, сколько нужно было для фиксации рекорда — но затем решил ещё немного полетать в своё удовольствие. И на высоте 120 метров крошечный двигатель Bumble Bee II банально заглох. Самолёт и пилот рухнули на землю. Старр чудом выжил, получив множественные переломы, от самолёта почти ничего не осталось.
Чтобы успокоить гонку Ститса и Старра, Книга Рекордов Гиннесса разделила рекорд на две части: самолёт Ститса стал самым маленьким в мире монопланом, а Старра — бипланом.
Технические характеристики Starr Bumble Bee II :
Экипаж: 1 Длина: 2,7 м Размах крыла: 1,68 м Масса пустого самолёта: 180 кг Максимальная взлётная масса: 260 кг Силовой агрегат: Continental O-190, 85 л.с. Максимальная скорость: 305 км/ч Крейсерская скорость: 241 км/ч Практический потолок: 4200 м