Rutan VariEze: самолет-конструктор, который можно собрать своими руками

Обычно самолеты Берта Рутана изготовляются в количестве одного экземпляра и навсегда остаются диковинными опытными образцами. Кроме этого. Этот почему-то стал очень популярен.
Rutan VariEze: самолет-конструктор, который можно собрать своими руками
Wikimedia

Rutan VariEze — это кит-комплект, самолет, который можно приобрести в разобранном виде и собрать у себя в гараже. Он построен по аэродинамической схеме «утка», когда горизонтальное оперение расположено впереди крыла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось, когда Берт Рутан, еще молодой и бурный, в 1972 году спроектировал и построил у себя дома самолет-«утку» Rutan VariViggen. Никакой компании Scaled Composites у Рутана тогда еще не было, была маленькая фирмочка Rutan Aircraft Factory, которая и продала пользователям порядка 60 кит-комплектов для сборки Rutan VariViggen.

Кит-самолеты оказались успешным бизнесом, и Рутан задумал более серьезную модель — быструю, маневренную, безопасную. Ей и стал VariEze. В 1975 году был показан первый экземпляр модели с переделанным автомобильным двигателем Volkswagen. Уже второй прототип, построенный годом позже, имел мощный авиационный Continental O-200, плюс Рутан разработал простую систему крепления деталей, сделав в полной мере кит-самолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1976 году начались серийные продажи, и за четыре года компания продала 2000 (!) китовых комплектов VariEze. Он стал одним из самых успешных самолетов для домашней сборки за всю историю авиации. Впрочем, покупатели собрали едва ли третью часть этого числа. Остальные «Рутаны» так и лежат где-то в своих ящиках.

Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что у Rutan VariEze невысокий процент аварийности относительно других самосборных самолетов. С 1976 по 2005 год произошло 130 инцидентов с его участием, 46 из них — с летальным исходом для пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото

Интересно, что передняя опора шасси VariEze складывается, а задние — нет. В «парковочном» положении опору нужно сложить — самолет должен стоять, уткнувшись носом в землю, это служит аналогом стояночного тормоза.

Технические характеристики Rutan VariEze:

Экипаж: 1 пилот + 1 пассажир Длина: 4,32 м Размах крыльев: 6,77 м Максимальная взлётная масса: 476 кг Двигатель: Continental O-200, 100 л.с. Максимальная скорость: 314 км/ч Крейсерская скорость: 266 км/ч Практическая дальность: 1468 км. 

Фото