Вертолёт дня: Rotary Rocket Roton C-1
Идея инженеров компании Rotary Rocket была в создании летательного аппарата, способного добираться до орбиты в один заход (точнее, в одну ступень), не отбрасывая никаких отслуживших своё элементов и деталей. Сенсационный концепт пришёл в голову американцу Гэри Хадсону — он подумал о том, что в плотных слоях атмосферы подъём с помощью вертолётного винта значительно эффективнее с точки зрения КПД, нежели посредством реактивного двигателя.
Компания была зарегистрирована в середине 1990-х, откуда-то получила финансирования и заказала Scaled Composites корпус своего странного воздушного судна. Изначальный план был таков: Roton — такое название получило устройство — поднимался с земли с помощью несущего вертолётного ротора, приводимого в движение малыми реактивными двигателями, расположенными на законцовках лопастей. Когда плотность воздуха снизится, и вертолётный движитель станет малоэффективен, должны были запуститься ракетные двигатели, а ротор бы мог продолжать работу, выполняя функции гигантского турбонасоса для подачи жидких компонентов ракетного топлива. Для спуска тоже должен был использоваться ротор — но в состоянии авторотации, без применения двишателей.
К 1999 году концепт был готов. Теоретически он должен был использовать ракетный двигатель Fastrac (он же MC-1), как раз в те годы разрабатываемый NASA для небольших ракет. Но с деньгами у Rotary Rocket всё было сомнительно — они были вынуждены уволить 20 из 60 сотрудников, и им не хватало ещё $120 миллионов на доработки.
1 марта 1999 года полноразмерный действующий макет был выкачен из ангара. Только вот найти подходящий ротор с реактивными двигателями на законцовках не вышло, и к верхушке ракеты привинтили б/у ротор от списанного Sikorsky H-34, а до установки основного реактивного двигателя дело вообще не дошло.
Как ни странно, диковинная машина трижды успешно взлетала, держась в воздухе 2−4 минуты и в свой последний полёт поднялась до сумасшедшей высоты в 23 метра. Она оказалась не особо стабильной, не говоря уже о чудовищной обзорности. Инвесторов, несмотря на испытания, не нашлось, и к 2001 году компания закрылась.
Сегодня Roton экспонируется в вертолётном музее Classic Rotors Museum в Сан-Диего. Штука была, конечно, совершенно безумная. Но идея, идея-то какова!
Технические характеристики Rotary Rocket Roton C-1:
Высота: 19,2 м Диаметр основания: 6,7 м Общая масса (теоретическая): 180 т Грузоподъёмность до орбиты (теоретическая): 3180 кг