Sikorsky S-72: необычный гибрид самолета и вертолета
В первую очередь S-72 был вертолётом. Его основной стал серьёзно переработанный фюзеляж от Sikorsky S-61, а роторы использовались от Sikorsky S-67 Blackhawk. Только, помимо этого у S-72 были два турбовентиляторных двигателя, два крыла, и при необходимости он мог летать вообще без роторов. Собственно, он без них и летал, то есть можно поспорить с первой фразой этого абзаца и сказать, что в первую очередь он был самолётом.
Всего построили две таких машины. Первая совершила дебютный полёт 12 октября 1976 года, вторая — тремя годами позже. Номинально она являлась винтокрылом, то есть машиной, использующей несущий винт для создания подъёмной силы и толкающие или тянущие для тяги. Но, поскольку S-12 умел летать и без несущего ротора, к винтокрылам он относился очень опосредованно и вообще превращался в винтокрыл только с дополнительным ротором.
В 1986-м на вертосамолёт установили специфический четырёхлопастной ротор X-Wing. У него было интересное свойство: при взлёте он должен был выполнять свою обычную роль, но при горизонтальном движении пилот мог его остановить в определённой позиции, и ротор превращался в дополнительную пару (а точнее, четвёрку) крыльев. Но в 1988-м программу закрыли, и так получилось, что с X-Wing S-72 так и не поднялся в воздух, только покрасовался на снимках.
В английской терминологии S-72 обычно называют просто aircraft («летательный аппарат»), не конкретизируя тип. А программу закрыли, потому что модель не имела существенных преимуществ над обычными винтокрылами.
Основные характеристики Sikorsky S-72: Экипаж: 2 или 3 человека Длина: 21,5 м Размах крыльев: 18,9 м Диаметр несущего винта: 35 м (каждый из двух винтов) Максимальная взлётная масса: 11815 кг Двигатели: два турбовентиляторных General Electric TF34-GE-400A и два газотурбинных General Electric T58-GE-5 Максимальная скорость: 370 км/ч Крейсерская скорость: 258 км/ч