Вертолёт дня: В-12

Кому мог понадобиться вертолёт грузоподъёмностью 45 тонн? Тем не менее, для советских инженеров создание В-12 было вовсе не эпизодом гонки за рекордами, а вполне прагматичной технической задачей. И результат её решения до сих пор остаётся самым большим и грузоподъёмным вертолётом за всю историю этого вида транспорта.
Вертолёт дня: В-12

Естественно, задача была военной. Нужен был вертолёт, способный перевозить компоненты межконтинентальных баллистических ракет в труднодоступные места. В конце концов, шла Холодна война.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предвестником В-12 стал аналогичный проект Як-40, так и не построенный «в железе» из-за отказа КБ Яковлева от вертолётного направления. С 1959 году разработка началась в КБ Миля, и 10 июля 1968 года гигант совершил свой первый полёт. Четыре могучих 6500-сильных газотурбинных двигателя приводили в движение два винта диаметром по 35 метров (это почти 10-этажный дом, для сравнения).

На авиасалоне Ле-Бурже в 1971 году огромный транспортник произвёл фурор. Таких огромных вертолётов никто и никогда не строил. Машина собрала россыпь призов и премий, а также установила 8 мировых рекордов, 4 из которых не побиты до сих пор.

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый известный непревзойдённый рекорд — это, конечно, абсолютный рекорд грузоподъёмности вертолёта. 6 августа 1969 года лётчик-испытатель Василий Колошенко поднял на В-12 груз в 44205 кг на высоту 2255 м. Остальные рекорды установлены в более узких дисциплинах для грузовых вертолётов.

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но уже в первой половине 1970-х стало понятно, что В-12 не нужен. В труднодоступные места стратегические ракеты доставляли на мобильных платформах, а в гражданской авиации было достаточно грузовых самолётов (и малых вертолётов). Как ни странно, оба построенных образца не порезали на металл по доброй традиции, а сохранили — один в музее в Монино, второй — на территории Московского вертолётного завода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основные характеристики В-12: Экипаж: 6 человек Длина: 37 м Диаметр несущего винта: 35 м (каждый из двух винтов) Максимальная взлётная масса: 105000 кг Двигатели: четыре турбовальных Д-25ВФ Максимальная скорость: 260 км/ч Крейсерская скорость: 240 км/ч Максимальная грузоподъёмность: 44205 кг Практическая дальность: 1000 км Практический потолок: 3500 м

Фото
Фото