Первый в мире надувной самолет Goodyear Inflatoplane: характеристики и история создания
Ещё в 1931 году инженер Тейлор Макдэниэл проводил эксперименты по созданию сверхлегкого и компактного надувного планера. А в 1956 году, базируясь на идеях Макдэниэла специалисты компании Goodyear за 12 недель спроектировали и построили первый в истории надувной самолет — Goodyear Inflatoplane. Цель была простой: до или после эксплуатации самолет можно было свернуть и упаковать в кубический контейнер объёмом всего 1,25 м².
Из «твердых» деталей в самолете было оперение и кабина пилота, крылья и фюзеляж были из двуслойного мягкого материала. Естественно, с поддувом — воздух постоянно поступал в них от двигателя. Было построено целых шесть версий самолета — одноместная с открытым кокпитом GA-33,одноместная с закрытым кокпитом для испытаний шасси GA-447, двухместная GA-466, одноместная «финальная» GA-468, а также военные версии двух последних. Всего — 12 штук.
Испытания проводились долго, с 1956 по 1973 год, по самое закрытие программы. Самолет показал себя достаточно стабильным в воздухе, при этом достаточно быстро разворачивался и сворачивался. Единственным событием, омрачившим тесты, стала фатальная катастрофа пилота-испытателя Пага Уолласа — самолет упал из-за отказа управления.
Но программу закрыли не из-за этого. Просто ни Goodyear, ни армия так и не смогли придумать надувной машине толкового применения. Никто не стал бы заморачиваться разверткой самолета за линией фронта или его аккуратным складыванием в условиях боевых действий. А для гражданского использования лучше подходили более традиционные конструкции.
Два экземпляра Goodyear Inflatoplane сохранились и экспонируются в Вашингтоне и Филадельфии.
Основные характеристики Goodyear Inflatoplane GA-466: Экипаж: 1 пилот Длина: 5,97 м Размах крыльев: 8,53 м Максимальная взлетная масса: 336 кг Двигатели: 60-сильный поршневой McCulloch 4318 Максимальная скорость: 113 км/ч Практическая дальность: 440 км Практический потолок: 1981 м