Подробно о дронах: полицейские, рыболовные и другие
Дрон — это историческое название беспилотников, которое появилось еще до Второй мировой, когда англичане запустили в небо первую в мире радиоуправляемую мишень Queen Bee («пчелиная матка»). В жаргоне же она получила название «трутень», по-английски drone. О том, как военные дроны ведут высотную разведку, обеспечивают целеуказание и, наконец, сами наносят удары, в последнее время пишут часто. Но параллельно уже лет десять развивается могучая индустрия БПЛА гражданского назначения, и теперь маркетологи ломают голову, как выгоднее реализовать фантастические возможности беспилотной техники, тем более что цены на нее снижаются. Но чтобы эта техника могла эффективно использоваться, она должна иметь свое «право на небо».
Проблема доступа в воздушное пространство досталась мирным БПЛА по наследству от военных беспилотников, которые обычно летают по законам no fly zone — в закрытом воздушном пространстве, где все дозволено. Однако для того, чтобы поднять аппарат в мирное небо, приходилось «уговаривать» органы управления воздушным движением (УВД). Теперь с этой проблемой столкнулись и мирные беспилотники. В марте 2015 года Федеральная авиационная администрация США (FAA) опубликовала доклад, в котором было прямо сказано, что беспилотники представляют самую серьезную угрозу авиабезопасности. Так, в начале 2014 года в США было зафиксировано более 200 авиаинцидентов по вине беспилотников, причем 25 раз БЛА оказывались на опасном расстоянии от ВС, пилоты которых вынуждены были экстренно менять курс.
Дроны кормят рыбу
Гражданские БПЛА модернизировались из военных, при этом летно-технические характеристики боевых аналогов и часть их бортового оборудования порой бывали сохранены, что только увеличивало возможности беспилотников для мирного применения. Вот, например, железные дороги Германии успешно патрулируются мини-БПЛА Md.4−1000 компании Microdrones, а выполняют эти аппараты задачи в духе канадского военного БЛА Aeron Scout.
В США эксплуатируют мини-БЛА WASP весом 6,5 кг для нейтрализации хакерских атак. Это практически копия военного WASP армии США, позволяющая перехватывать хакерские сигналы в GSM и WiFi-сетях и имитировать станцию сотовой связи, забирая на себя весь абонентский трафик.
Во многих странах бывшие военные дроны хорошо себя проявляют в полицейских операциях, когда требуются «медленные» БПЛА типа квадрокоптеров (им даже придумали новое «полицейское» название — «камкоптер»). Ну а доставка пиццы по воздуху прямо на дом — это, конечно, чисто гражданское изобретение, хотя место пиццы при необходимости вполне может занять аптечка для раненого солдата. Кстати, российские рыбаки уже «научили» свои «летающие игрушки» — недорогие квадрокоптеры — доставлять прикормку для рыбы в выбранное место водоема и сбрасывать ее в воду. Британская авиакомпания EasyJet для осмотра своих А320 на предмет повреждения обшивки использует на стоянке микро-БПЛА со специальной лазерной аппаратурой и видеокамерами сверхвысокого разрешения. В послужном списке мирных беспилотников можно найти и другие примеры их успешного применения. Но как им ужиться на высоте с пилотируемой техникой?
Закон неба
Проблемы свободных полетов в воздушном пространстве с системой УВД везде одинаковы, и главное здесь — обеспечение жестких требований воздушной безопасности. Организации, отвечающие за УВД, осторожничают и требуют особых правил полетов для беспилотников в неразделенном небе. Их аргумент: БПЛА ведут себя совсем не так, как привычные воздушные суда, на которых бортовые системы работают в паре с человеческим интеллектом. Вот когда БПЛА научатся летать столь же «умно», как и ЛА с пилотом на борту, тогда и дадим им свободный доступ в небо. Существующие запреты на свободные полеты БПЛА из-за жестких требований к авиабезопасности вполне оправданны, но в старых правилах они выглядят не совсем внятно. Например, чтобы запустить беспилотник в воздушное пространство США на высоту более 122 м, можно получить сертификат на летную пригодность для исследовательских полетов, а можно и специальный разрешающий сертификат СОА (Certificate of Authorization), что, как правило, делают университеты, полиция, муниципалитеты. При этом правовые ограничения разных сертификатов различаются между собой.
Применительно к БПЛА категории I (по американской классификации) весом до 9 кг существует неопределенность при их включении в разные классы воздушного пространства Америки. С одной стороны, в соответствии с консультативным циркуляром 91−57 FAА они приравниваются к радиоуправляемым моделям, а с другой, в соответствии с разделом 14/101 Свода федеральных постановлений США, они относятся к сверхмалым самолетам.
По оценкам международной ассоциации по системам беспилотных транспортных средств AUVSI в небе США в 2015 году находилось одновременно до 10 000 дронов, а это головная боль для службы авиабезопасности. Однако пока нет новых правил «свободы» беспилотников в небе, FAA может давать только рекомендации типа «не летать вблизи аэропортов». А также просить прислушиваться к своим рекомендациям, чтобы «безответственное отношение к авиабезопасности не привело к печальным последствиям». Средств жесткого контроля за полетами дронов нет, так как нет соответствующего законодательства.
Правовые проблемы с гражданскими и коммерческими дронами FAA обещает решить уже в нынешнем году. И к этому же сроку европейское агентство по безопасности полетов EASA (аналог американской FAA) выпустит аналогичные правила — правда, с ограниченной интеграцией БПЛА в воздушное пространство Европы.
А как у нас? Начиная с декабря 2010 года в РФ существует уведомительное право полетов типа File and Fly для легкомоторной авиации, и ряд его положений при соответствующей доработке могли бы быть использованы и для российских беспилотников, число которых в нашем небе постоянно растет. В конце декабря 2015 года Госдума РФ приняла закон, регламентирующий допуск в небо России гражданских БЛА весом более 0,25 кг и устанавливающий ответственность их владельцев.
Совсем не игрушки
Легкие мирные БПЛА с разрешения служб УВД уже давно и хорошо себя проявляют в исполнении охранных функций, в борьбе с наркотрафиком, в мониторинге природных явлений, ЛЭП, водохранилищ, плотин, трубопроводов, в оказании помощи при катастрофах, в наблюдении за миграциями животных и т. д. Известен успех российских ученых, наблюдающих с помощью квадрокоптеров популяцию дальневосточных леопардов: так было установлено, что животных стало вдвое больше.
Но вот в продаже появились радиоуправляемые «летающие игрушки» в виде мультикоптеров, теперь уже с приличной видеокамерой и навигационной системой. Беда в том, что это только игрушки, и поэтому они не подпадают под категорию БПЛА с обязательной сертификацией, на них не распространяется авиационное законодательство относительно доступа в небо. А значит, «игрушки» под управлением своего хозяина могут делать все что угодно и где угодно. В том числе многое из того, на что любому сертифицированному «профессиональному» беспилотнику нужно обязательно оформлять специальное разрешение.
Теперь любой гражданин, купив недорогой легкий квадрокоптер, может с его помощью, например, заглянуть в окно чужого дома, подсмотреть, как люди ведут себя на пикнике, а потом обнародовать видео в интернете. В Москве был зафиксирован случай, когда хулиган посадил мультикоптер на голову случайному прохожему. Потерпевший отфутболил игрушку и разнес ее в клочья, но до последнего момента камера БПЛА давала репортаж с места события в Сеть.
В принципе на «игрушку» можно повесить и небольшой заряд и вызвать в людном месте панику с давкой, а то и убить кого-то или покалечить. Пока такого, к счастью, не случилось, но в США уже сидит в тюрьме террорист, который сумел начинить радиоуправляемую модель самолета F-86 взрывчаткой. Его схватили вовремя. А любопытствующие дроны-нелегалы уже порядком поднадоели в той же Америке, и в нескольких населенных пунктах США местные органы власти вообще запретили в своем небе любые полеты БПЛА. Если же кто-то нарушает запрет, местные граждане не стесняются и открывают огонь по дронам из всех подручных средств, включая луки, рогатки и дробовики.
Новая ПВО
Таким образом, дроны, включая самые крошечные из них, становятся опасными. Защититься от опасности можно, не только постоянно совершенствуя законодательство об использовании воздушного пространства, но и разрабатывая технологии своего рода систем ПВО для дронов. Понятно, что подобные системы должны и будут отличаться от традиционных средств противовоздушной обороны.
Недавно в наших СМИ появились сообщения о том, что Мосгордума намерена рассмотреть возможность создания над Москвой специального радиолокационного поля, в котором бы не остался незамеченным ни один из малых беспилотных аппаратов, поднимающихся на высоту до 1000 м. Такой проект столичным парламентариям презентовали представители МАИ. Технические подробности разработки пока неизвестны, однако сам факт обсуждения во властных коридорах темы контроля за БПЛА, в том числе «игрушечного» класса, говорит о серьезном уровне озабоченности проблемой.
Однако остается вопрос: а что делать с обнаруженным беспилотником, если определено, что он представляет опасность? Как его вывести из игры? Понятно, что расстрел прямо над головами мирных людей неприемлем. Один из подходящих вариантов — организовать кибератаку на дрон, перехватить управление и посадить его либо отвести в более безопасное место. В связи с этим можно вспомнить хакера Сэми Камкара, создавшего систему SkyJack (небесный угон), которая, будучи установлена на БПЛА, может «порабощать» все другие дроны в округе.
Проблемы интеграции БПЛА в неразделенное воздушное пространство, как можно заметить, еще далеки от разрешения, но движение в этом направлении идет весьма активное. В США с 2012 года начато поэтапное введение в действие новой системы управления воздушным движением NextGen, построенной на самых современных технологиях и призванной значительно повысить безопасность и эффективность воздушного транспорта. Ожидается, что полное внедрение системы наконец откроет путь для максимально свободного применения. Вслед за этим подобные системы наверняка появятся и в других частях мира. А пока будем ловить дронов-нелегалов в настоящие сети и сбивать их из рогатки.
Сегодня легкие БПЛА превратились из игрушек во вполне серьезные средства доставки по воздуху малогабаритных грузов. А это открывает широкие перспективы использования беспилотников не только в мирных, но и в преступных целях.