Обучающий мозговой интерфейс: загрузка знаний прямо в мозг
Конечно, сейчас ни о какой загрузке как таковой речи не идет. HRL говорила, что их открытие заключается в том, что стимуляция мозга слабым током может модулировать обучение сложных навыков, нужных в реальном мире».
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Frontiers of Human Neuroscience, HRL наблюдали за мозговыми волнами военных и гражданских пилотов. Из этого наблюдения они идентифицировали сигналы, соответствующие навыкам пилотирования, и создали электрическую стимуляцию, испытав ее на пилотах-новичках. Их заставили пройти проверку на симуляторе полетов, и, несмотря на отсутствие опыта, по заверениям HRL, любители начали летать как настоящие профессионалы.
В эксперименте участвовали 32 подопытных и 6 профессиональных пилотов. Во время работы симулятора изучалась работа мозга пилотов. Когда тот же самый симулятор проходили новички, их мозг стимулировали так, чтобы повторить те паттерны, которые были зафиксированы в мозге профессионалов при выполнении поставленной задачи. Некоторым давали «пустые» сигналы, чтобы исключить эффект плацебо. Самые значительные сигналы шли в диапазоне от 4 до 7 Гц, то есть в так называемых тета-волнах. Новичкам давали самые разнообразные задания, включая посадку самолета. Они показали прекрасные результаты при посадке, но не смогли толком справиться с отклонениями от курса, когда дал сбой имитатор автопилота.
Конечно, подобные новости надо воспринимать с определенным скептицизмом. Дело тут и в том, что области нейрологии, необходимые для полноценного применения подобной методики, сейчас находятся еще в зачаточном состоянии, а также в том, что журнал Frontiers of Human Neuroscience известен тем, что иногда отзывает уже опубликованные статьи, так как факты, изложенные в них, в дальнейшем не проходят экспериментального подтверждения (правда, в основном, это касается психологических исследований).
Разумеется, это не значит, что полученные результаты неверны, они просто нуждаются в дальнейших проверке, уточнении и подтверждении. В конце концов, HRL Laboratories — это вполне уважаемая компания, работающая на General Motors и Boeing, и ей принадлежит множество активно используемых разработок, от первого лазера до ранних прототипов ионных ракетных двигателей. Если работа новой системы получит свое подтверждение, то открывающиеся перспективы грандиозны, но произойдет это еще нескоро.