Мечтая о небе: занимательная история о том, как компания Louis Vuitton построила... вертолет
Как ни странно — да, создавались. Более того, компания официально принимала участие в Парижских авиасалонах 1909 и 1910 годов. В принципе, история была проста: великий и ужасный Луи Виттон умер в 1892 году, оставив бизнес своему сыну Жоржу Виттону. А в начале XX века Пьер и Жан Виттоны, сыновья Жоржа, представили миру свое творение — вертолет.
Документы утверждают, что первый вертолет Виттоны построили еще в 1877 году — точнее, автожир. Конструкция его была достаточно примитивна: небольшой двигатель, два ротора, шасси-квадроцикл. Придумал систему Жорж Виттон, сын Луи, и передал свое увлечение детям. Вот эта полулегендарная конструкция (существовала она только на бумаге и никогда не была построена в дереве):
Реально же Виттоны построили три машины — два вертолета (Vuitton-Hubert в 1908 и Vuitton III в 1910) и один самолет (Vuitton II в 1910). Ни одна из них ни разу не поднималась в воздух.
Первый существовавший «в железе» и имеющийся на фотоснимках (в том числе на первом в этом материале) вертолет был представлен в 1909 году. Аппарат носил название Vuitton-Hubert (Юбер был механиком, принимавшем участие в разработке машины). Журнал Flight за ноябрь писал о машине следующее: «Вертолет имеет два винта, вращающихся в противоположных направлениях. Третий винт меньшего диаметра выполняет роль пропеллера, движущего машину, когда она находится в воздухе». Вся система винтов была грамотно синхронизирована с помощью шестеренных передач.
Пилот, как хорошо видно, сидит на довольно опасном месте, спереди, ничем не защищенный. Перед креслом пилота в полетном режиме монтировалось что-то вроде треугольного паруса, служащего для улучшения аэродинамических качеств аппарата. Рама вертолета была бамбуковой и держалась практически на веревочках. В теории на машину должен был устанавливаться 120-сильный двигатель массой 169 кг, позволяющий винтам диаметром 5 метров вращаться со скоростью 500 об/мин. Для демонстрации использовали более слабый, 50-сильный двигатель Farcot. Диаметр пропеллера — 1,7 м.
Эту машину братья-близнецы Пьер и Жан построили в 1908 году и впервые представили на Франко-Британской выставке (Franco-British Expo) в Лондоне — но оттуда снимков не сохранилось. Во многих источниках вертолет называют автожиром, но это неправильно — оба винта приводились от двигателя, а не находились в состоянии свободного вращения.
А ниже снимок парижского авиасалона следующего, 1910 года. Здесь братья Виттон демонстрируют не вертолет, а полноценный самолет собственной конструкции — моноплан Vuitton II. Штука странная — кубическая рама, диковинное крыло. Конечно, чудо тоже никогда не летало.
Модель самолета:
Фотография от 31 мая 1910 года — третья машина Виттонов, вертолет Vuitton III. От первой отличалась в первую очередь винтами — они тут трехлопастные против четырехлопастных в предыдущем поколении, причем у нижнего лопасти длиннее, чем у верхнего.
Его же модель:
На этом авиационные опыты Пьера и Жана благополучно завершились; небо осталось неосвоенным. К слову, компания Louis Vuitton принимала участие и в парижских автосалонах. Предметом экспозиции были кожаные пылезащитные чехлы для автомобильных кузовов. Такая вот короткая история авиастроения от Виттона.
Постскриптум. Пьер Виттон позже принимал участие в I Мировой войне и был серьезно контужен. Несколько лет, вплоть до 1920 года он провел в госпиталях, потом перебрался в Париж, где много пил и злоупотреблял опиумом. Жил он в нищете, от семьи подачек не принимал, продавал свои картины, дружил с Кокто и Пикассо. В сумасшедшие дома он попадал еще не раз и суммарно провел в них почти половину своей жизни. Сегодня он считается одним из классиков направления ар-брют или искусства аутсайдеров. Примеры творчества Пьера Виттона:
Напоследок — портрет семьи Виттонов. Жорж Виттон, его жена Жозефина Патрель и их дети — Гастон-Луи и близнецы Пьер и Жан.
Бонус: 5 любопытных фактов о вертолетах
- Идею вертолета предложил еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Его рисунки и заметки описывали принципы, которые легли в основу действия вертолетных лопастей.
- В 1907 году французский инженер Поль Корню впервые поднялся в воздух на вертолете. Его аппарат, названный «Корню №1», взлетел на высоту около 1 метра и пролетел около 20 секунд.
- В 1939 году, впервые, вертолет ВС-300, разработанный Сикорским, совершил долгий и стабильный полет, продемонстрировав практическую применимость вертолетной технологии.
- Самый быстрый вертолет в мире — это вертолет Sikorsky X2, который достиг скорости 463 км/ч (288 миль/ч) в 2010 году.
- Ми-26, разработанный в СССР, считается самым большим вертолетом в мире по грузоподъемности. Он способен поднимать до 20 тонн груза.
Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com