Возможно, вы встречали знатоков, которые расскажут, что разрешение не тормозить дается машинистам скорых поездов, движущихся на скорости свыше 140 км/ч. Более того, локомотивным бригадам предписывалось не тормозить, потому что попытка остановки сама по себе несет много опасностей.
Нечеловеческие правила: когда машинисту разрешено не тормозить перед человеком на путях

Это правило отменили в 2012 году, объясняет железнодорожный блог «Под стук». Но не совсем, а лишь отодвинули планку: теперь только водители высокоскоростных поездов, идущих на скорости от 160 км/ч, не должны останавливаться перед человеком, оказавшимся в зоне прохода поезда.

Машинисты предупреждают друг друга о проблемах на маршруте
Все остальные обязаны тормозить даже если сами не видят человека (например, он находится за поворотом), но знают о нем от машиниста встречного поезда. Когда поезд идет, локомотивная бригада осматривает оба пути – и свой, и встречный – и при появлении опасности передает информацию диспетчеру. Тот сообщит о нахождении посторонних на рельсах бригаде встречного поезда, а та начнет подавать звуковые сигналы и, если расстояние до места, где заметили человека, меньше тормозного пути, то врубит стоп-кран.

«Черные ящики» и закон
Даже если столкновение неминуемо, машинист обязан сделать хотя бы попытку торможения. В каждый локомотив встроен «черный ящик» – аналог бортового самописца самолетов, регистрирующий параметры движения – и после каждого ЧП с гибелью человека под колесами проводится проверка графика скорости. Если окажется, что машинист не отреагировал, ему грозит уголовное преследование.

Неприятное, но прагматичное решение
Если копнуть глубже в особенности железнодорожной техники, то вы предположите, что у решения не избегать столкновения есть весомые прагматичные плюсы.
Тормозной путь у поезда очень длинный – даже для легкого пригородного поезда в идеальных условиях, на сухих рельсах он составляет сотни метров. По статистике, лишь в малой доле случаев поезд успевает остановиться и избежать удара, пишет автор «Под стук».
Отменить экстренное торможение невозможно, если машинист его начал. Поезд должен остановиться до конца, перезарядить пневматическую систему и лишь после этого снова трогаться в путь.

Сотни пассажиров в вагонах при таком торможении испытают неудобства и могут быть травмированы. Нет, с полок они не попадают, пишет «Под стук» – на деле такое торможение происходит гораздо мягче, чем в кино – но все равно риск есть. Добавьте сюда серьезный сбой в расписании.
Машинисту морально проще попытаться спасти человека
Важной частью этой системы является голова, которой предстоит принять взять на себя ответственность и вину за чью-то гибель – водителю поезда. Автор блога пишет, что разговаривал с несколькими машинистами: все признались, что сбить прохожего становится серьезным шоком, после которого нужна долгая реабилитация.
Если ты хотя бы попытался затормозить, дал пусть небольшой, но шанс выжить, залечить психологический рубец несколько проще.

В любом случае, машинист попытается хотя бы согнать посторонних с путей сигналом локомотивного тифона – такие сигналы полагается подавать на дистанции меньше 1 километра. Есть очень редкие случаи, когда локомотивная бригада предпочитает тихо проехать мимо людей, оказавшихся рядом с железной дорогой, и это всегда бывает в случаях, когда прямой угрозы их жизни нет.