Статью можно прослушать

Нечеловеческие правила: когда машинисту разрешено не тормозить перед человеком на путях

Правило, позволяющее машинисту не пытаться избежать столкновения с человеком, действительно существует на российских железных дорогах. Что это – холодный расчет в понимании, что поезд все равно не успеет затормозить, или забота о здоровье пассажиров, которые могут пострадать при экстренном торможении?
Рома Назаров
Рома Назаров
Нечеловеческие правила: когда машинисту разрешено не тормозить перед человеком на путях
Juan Ramón Ariza Rodríguez — Legion Media
Послушать текст
Содержание

Возможно, вы встречали знатоков, которые расскажут, что разрешение не тормозить дается машинистам скорых поездов, движущихся на скорости свыше 140 км/ч. Более того, локомотивным бригадам предписывалось не тормозить, потому что попытка остановки сама по себе несет много опасностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это правило отменили в 2012 году, объясняет железнодорожный блог «Под стук». Но не совсем, а лишь отодвинули планку: теперь только водители высокоскоростных поездов, идущих на скорости от 160 км/ч, не должны останавливаться перед человеком, оказавшимся в зоне прохода поезда.

поезд сапсан
Viktor Karasev - Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Машинисты предупреждают друг друга о проблемах на маршруте

Все остальные обязаны тормозить даже если сами не видят человека (например, он находится за поворотом), но знают о нем от машиниста встречного поезда. Когда поезд идет, локомотивная бригада осматривает оба пути – и свой, и встречный – и при появлении опасности передает информацию диспетчеру. Тот сообщит о нахождении посторонних на рельсах бригаде встречного поезда, а та начнет подавать звуковые сигналы и, если расстояние до места, где заметили человека, меньше тормозного пути, то врубит стоп-кран.

По правилам РЖД, экстренное торможение применяют на расстоянии 400 м от объекта на путях, будь то машина, человек или крупное животное.
кран машиниста
Кран машиниста — устройство, с помощью которого управляют локомотивом.
Ural-66, Wikipedia. CC1.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Черные ящики» и закон

Даже если столкновение неминуемо, машинист обязан сделать хотя бы попытку торможения. В каждый локомотив встроен «черный ящик» – аналог бортового самописца самолетов, регистрирующий параметры движения – и после каждого ЧП с гибелью человека под колесами проводится проверка графика скорости. Если окажется, что машинист не отреагировал, ему грозит уголовное преследование.

клуб-у
В наши дни локомотивы оснащают самописцами, называющимися «комплексное локомотивное устройство безопасности» (КЛУБ-У)
Alex Alex Lep | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неприятное, но прагматичное решение

Если копнуть глубже в особенности железнодорожной техники, то вы предположите, что у решения не избегать столкновения есть весомые прагматичные плюсы.

Тормозной путь у поезда очень длинный – даже для легкого пригородного поезда в идеальных условиях, на сухих рельсах он составляет сотни метров. По статистике, лишь в малой доле случаев поезд успевает остановиться и избежать удара, пишет автор «Под стук».

Отменить экстренное торможение невозможно, если машинист его начал. Поезд должен остановиться до конца, перезарядить пневматическую систему и лишь после этого снова трогаться в путь.

колеса поезда искры
Wide World of Trains
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сотни пассажиров в вагонах при таком торможении испытают неудобства и могут быть травмированы. Нет, с полок они не попадают, пишет «Под стук» – на деле такое торможение происходит гораздо мягче, чем в кино – но все равно риск есть. Добавьте сюда серьезный сбой в расписании.

Машинисту морально проще попытаться спасти человека

Важной частью этой системы является голова, которой предстоит принять взять на себя ответственность и вину за чью-то гибель – водителю поезда. Автор блога пишет, что разговаривал с несколькими машинистами: все признались, что сбить прохожего становится серьезным шоком, после которого нужна долгая реабилитация.

Если ты хотя бы попытался затормозить, дал пусть небольшой, но шанс выжить, залечить психологический рубец несколько проще.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
поезд кабина
Москва 24

В любом случае, машинист попытается хотя бы согнать посторонних с путей сигналом локомотивного тифона – такие сигналы полагается подавать на дистанции меньше 1 километра. Есть очень редкие случаи, когда локомотивная бригада предпочитает тихо проехать мимо людей, оказавшихся рядом с железной дорогой, и это всегда бывает в случаях, когда прямой угрозы их жизни нет.