К тому времени страна более-менее была обеспечена электричеством. Новостроящимся брежневским многоэтажкам теперь не хватало другого вида энергии – тепла. Приходилось строить газовые, мазутные или угольные котельные.
Атомные котельные СССР: удивительный проект, который чуть не был реализован, но помешал Чернобыль

Стоп, почему бы не использовать ядерный распад для тех же целей, предложили в горьковском институте Теплоэлектропроект.
Атомное отопление: начало
В 1976 году специалисты ГоТЭП провели экономическое обоснование создания атомных станций теплоснабжения (АСТ) – объектов, в которых энергия реактора используется только для подачи тепла, но не для выработки электроэнергии.
Будь этот проект реализован, страна получила бы серьезную экономию газа и мазута, указывали они. Не требовалось бы строить новые газопроводы, а воздух в городах стал бы чище.
Совету министров идея понравилась, и в 1979 году проект создания сети АСТ начался. В его реализацию вовлекли предприятия половины страны: теплообменники делали в Эстонской ССР, реакторы в Горьком, страховочные корпуса в Тольятти.
Всего планировали построить 30-35 АСТ. Атомное теплоснабжение получили бы Горький, Брянск, Архангельск, Хабаровск и другие города.
В 1982 году началось строительство головной Горьковской АСТ. Годом позже заложили вторую – Воронежскую.

Как работает атомная станция теплоснабжения
Поскольку АСТ не вырабатывает электроэнергию, турбогенераторов у нее нет, да и в целом она устроена заметно проще, чем АЭС.
Для этих объектов были разработаны реакторы АСТ-500 (цифра указывает мощность в мегаваттах). По типу, это кипящие водо-водяные реакторы. Внутри реактора такого реактора циркулирует радиоактивная вода. Она нагревается от ядерного распада, а тепло отдает воде, циркулирующей во втором контуре. Вода второго контура выходит из реактора и через другой теплообменник отдает тепло воде третьего – сетевого контура. А ее уже по трубам теплоснабжения отправляют для обогрева в дома.

Такие реакторы более безопасны, чем в реакторах предыдущего поколения – например, таких, которые использовались на Чернобыльской АЭС. На других станциях всегда есть риск, что остановка насосов охлаждения приведет к перегреву реактора. А в АСТ-500 вода циркулирует естественным образом и такая опасность меньше.
Давление в третьем контуре всегда поддерживается выше, чем во втором, поэтому при потере герметичности радиоактивная вода не попадет в систему отопления.
Чернобыль и протесты
В 1986 году случилась печально знаменитая Чернобыльская авария. Строительство пилотных АСТ было в разгаре, когда в обоих городах начались протесты населения и экологов. В Воронежской области администрация решила провести референдум, и 96% жителей проголосовали против ее строительства.

Вряд ли реакция населения сама по себе смогла бы остановить строительство новых реакторов. Но к тому моменту строительство и без них начало отставать от графика: экономика страны, подрубленная застоем и гонкой вооружений, не справлялась. Не хватало специалистов и денег.
В самом конце 1980-х строительство обеих АСТ остановилось: к тому моменту Горьковская была готова на 85%, воронежская – на 50% или 65% по разным источникам. Их законсервировали, а уже в 21 веке оба проекта закрыли окончательно и демонтировали.

Решение на эмоциях? Как сказать...
Отчасти решение закрыть проекты было эмоциональной реакцией. Советскому Союзу пришлось многие годы бороться с последствиями радиационной аварии на Чернобыльской АЭС. Пострадало множество людей.
Однако и в самом проекте были недостатки, о которых умалчивали его сторонники.
Для начала, сама идея атомной котельной удивит любого человека, знакомого с инженерией. Использовать энергию реактора только для отопления – это очень неэффективно. Куда правильнее направить ее на производство электричества, а остаточное уже использовать в отоплении.

Была и другая причина не желать их создания, и крылась она в подходе советского государства к вопросам технической безопасности. Вспомним, что Чернобыльская авария обрушилась на население как снег на голову. ЧП началось во время испытаний, проводившихся на четвертом энергоблоке, но никто не предупредил о них заранее, а когда авария произошла, оказалось, что плана на этот случай просто не существует.
И граждане сделали свой выбор: пусть газ и нефть не так выгодны, как атом, но лучше обойтись меньшими выгодами, чем жить как на мине замедленного действия.