«Космический маффин»: как настоящий Boeing 307 превратился в прогулочную яхту

Самолет? Лодка? Нет, перед вами — настоящее инженерное хулиганство. Единственная в своем роде лодка-самолет!
Анастасия Баканова
Анастасия Баканова
Выпускающий редактор сайта

Почему инженерное хулигантсво? А потому, что далеко не каждому придет в голову превратить фюзеляж недействующего самолета в прогулочную лодку. Но в 1969-м этот трюк сработал, и получится самолет-амфибия, который сегодня служит экпонатом в музее. Вообще, «Космический маффин» (Cosmic Muffin) — не что иное, как переоборудованный Boeing 307 Stratoliner.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолет, из которого сделали уникальное судно, стал революцией в свое время. Boeing 307 Stratoliner, собранный на базе культового бомбардировщика B-17, совершил свой первый полет 31 декабря 1938 года. С тех пор было произведено всего 10 экземляров таких воздушных судов. И хотя в серийное производство модели было выйти не суждено, ее имя навсегда осталось в истории: самолет стал первым коммерческим пассажирским судном с наддувом кабины. Улучшенная герметичность позволяла ему совершать перелеты на более серьезных высотах — около 6 км, — не боясь непогоды или турбулентности.

«Космический маффин»
«Космический маффин»
thevintagenews.com
«Космический маффин»
«Космический маффин»
thevintagenews.com
Судно вмещало 30 пассажиров и 6 членов экипажа

Бум дальнемагистральных полетов без дозаправки в воздухе в США произошел только в конце 1940-х годов. Однако потребность в продолжительных перелетах через океан появилась еще в декабре 1941 года, когда американская армия вступила во Вторую мировую войну. В тот период для перевозки высокопоставленных лиц и ценных грузов стали использоваться четырехмоторные дальнемагистральные коммерческие самолеты, в том числе «летающие лодки» Pan American Airways и самолеты Boeing 307 компании TWA. К судам, которые получили обозначение C-75, были добавлены дополнительные топливные баки, что позволило добиться необходимой дальности полета. Командование военно-воздушных перевозок США экплуатировало самолеты в военных целях вплоть до июля 1944 года.

После войны производство Boeing 307 было прекращено по приказу правительства. До наших дней дошел только один такой «Стратолайнер». Он был отреставрирован компанией Boeing и доставлен в Музей авиации в Сиэтле. Что интересно, на вечную стоянку самолет летел «своим ходом», и потерпел крушение в заливе Эллиотт Бей. Благо, экземпляр почти не пострадал и все-таки стал частью экспозиции.

Что интересно, изначально оснащенный четырьмя моторами мощностью 900 л. с., 307-й мог развивать скорость порядка 354 км/ч. А ведь сейчас скорость музейного экспоната составила бы не более 24 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing 307 Stratoliner
Boeing 307 Stratoliner
WikiCommons

Летающий пентхаус Говарда Хьюза

В 1939 году самолетом с герметичной кабиной (что на тот момент считалось роскошью) заинтересовался сам Говард Хьюз, американский предприниматель, носивший звание пионера авиации. Он купил TWA, а вместе с организацией приобрел один из самолетов 307-й серии. Модель обошлась ему в 6,5 млн долларов. Но деньги не были проблемой. Состоятельный энтузиаст грезил идеей использовать самолет, чтобы поставить новый рекорд по длительности полета и совершить кругосветное путешествие по главным мировым столицам, однако вместо этого воплотил не менее смелую идею.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он буквально превратил Boeing 307 Stratoliner в роскошный «Летающий пентхаус». Правда, не собственноручно: преоборудовать салон взялся Раймонд Лоуи, восходящая звезда в сфере промышленного дизайна, создав интерьер в стиле ар-деко, по наброскам голливудской кинодивы Риты Хейворт. Так, один из первых коммерческих авиалайнеров превратился в роскошный представительский воздушный транспорт. Внутри самолета были все спутники богатой и комфортной жизни: лаунж-зона и бар, гостиная и спальня с двухярусной кроватью, а также просторная ванная комната.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Летающий пентхаус»
«Летающий пентхаус»
Aircraft Wiki

Завершение летной карьеры

В честь торжественного открытия отеля Shamrock Hotel в марте 1949 года нефтяной магнат из Хьюстона Гленн Маккарти хотел выкупить роскошный самолет у Хьюза, чтобы использовать его в качестве трансфера для знаменитостей к месту проведения церемонии. Но магнат не смог расплатиться, и Хьюз забрал самолет обратно, после чего продал его флоридской компании Florida Jet Research. Путешествие из Хьюстона чуть было не закончилось для 307-го катастрофой: пролетая над Мексиканским заливом, у самолета загорелась электропроводка, и пилот совершил вынужденную посадку в Галфпорте, штат Миссисипи. Но в этот раз все обошлось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Shamrock Hotel
Shamrock Hotel
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако в 1964 году судну все-таки пришлось завершить свою летную карьеру. Пока «Стратолайнер» находился на стоянке в аэропорту, над Флоридой пронесся ураган «Клео». Порывами ветра машину снесло с взлетного поля и бросило на деревья. В результате у самолета повредилось крыло, оторвался хвост и пострадало шасси.

За 25 лет Boeing 307 Stratoliner налетал 500 часов, а после аварии пришел в негодность и был полностью выведен из строя.

Самолет-амфибия

Ожидалось, что 307-я модель прямиком из ангара отправится на металлолом, но до свалки она так и не добралась. В 1969 году самолет был спасен агентом по недвижимости из Форт-Лодердейла, по совместительству пилотом Кеннетом Лондоном. По некоторым данным, он выкупил судно за смешную цену. Осознавая, что в небо самолет уже не вернется, Лондон отвез фюзеляж на ближайшую пристань, чтобы сделать из него... Элитную моторную лодку!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Лондонер» в порту в Форт-Лодердейла
«Лондонер» в порту в Форт-Лодердейла
vintageaviationnews.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, в июле 1974 года на радость любопытной публике в Южной Флориде на воду был спущен тот самый «Лондонер» (Londonaire). Катер оснастили двумя двигателями V8, которые обеспечивали ему скорость хода до 17 узлов. Нижнюю часть фюзеляжа демонтировали, установив на ее место корпус из стекловолокна. В рубке капитана сохранили оригинальный «самолетный» штурвал. Не обошлось и без работ по монтажу электрических, водопроводных и канализационных сетей. Мебель была полностью отреставрирована, а интерьер приобрел более современный вид.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но это была не последняя реинкарнация «Лондонера»: Кеннету Лондону пришлось расстаться с самолетом-амбифией в 1981 году. Он выставил свою 17-метровую «плавучую дачу» на продажу в Форт-Лодердейле, попросив за нее 8,5 тыс. долларов.

Как «Лондонер» стал «Космическим маффином»

В 1981 году яхту выкупил скромный, но очень богатый житель Форт-Лодердейла, некий Дэйв Дриммер. Он искал себе плавучий дом и случайно наткулся очаровательный «Лондонер», который, как ему показалось, продавался по крайне привлекательной цене. После покупки Дриммер обнаружил, что корпус судна едва удерживает его на плаву, и решил инвестировать средства в капитальный ремонт.

Дэйв Дриммер рядом с яхтой
Дэйв Дриммер рядом с яхтой
vintageaviationnews.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изменения начались изнутри: на лодку были установлены подвесные моторы Yamaha мощностью 9,9 л.с. Кроме того, яхта получила новый паркет, переоборудованный бар и двуспальную кровать вместо двухъярусных коек. Однако в этот раз обновленный вид не был продиктован модой: наборот, Дриммер сделал все, чтобы вернуть «Лондонеру» антураж, существовавший еще при Хьюзе.

«Космический маффин»: рубка капитана
«Космический маффин»: рубка капитана
www.thevintagenews.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По воле нового владельца имя судна тоже изменилось. Дриммер назвал яхту «Космический маффин» (Cosmic Muffin) - в честь космического корабля из романа «Где Джо Мерчант?», написанного американским певцом и автором песен Джимми Баффетом. Что интересно, Баффет настолько вдохновился самолетом на воде, когда увидел его, будучи в городе, что решил перенести этот образ в сюжет своей книги.

Кермит Викс рядом с самолетом-амфибией
Кермит Викс рядом с самолетом-амфибией
Фото: Кермит Викс

Дриммер прожил на борту «Космического маффина» почти 20 лет и продолжал финансово вкладываться в него, пока расходы на обслуживание не стали слишком высоки. В 2016 году он передал судно Музею авиации Флориды, а позже его приобрел коллекционер Кермит Викс.