Единая биометрическая система (ЕБС) обеспечивает безопасное хранение биометрических данных россиян, служит способом подтверждения личности в различных ситуациях, а также предоставляет доступ к различным услугам, государственным и коммерческим. В системе хранятся изображения лиц или записи голоса – причем отдельно от персональных данных. При этом регистрировать свои данные в системе или нет и пользоваться ли сервисами – решает сам гражданин. Управлять своими данными пользователь может в личном кабинете на Госуслугах. Там доступна возможность дать или отозвать свое согласие на использование данных для того или иного сервиса.
От бронирования переговорной до входа в бизнес-зал: где используется биометрия в России


Применение биометрии в России: от банков до туризма
Управление цифровым офисным пространством
Для управления многочисленными системами в современных офисах довольно часто используется биометрия. Чтобы войти в помещение или, например, подтвердить бронирование переговорной, во многих компаниях сотруднику достаточно просто посмотреть в терминал.
Решения на базе биометрических технологий не только обеспечивают высокий уровень безопасности, но и считаются более удобным способом взаимодействия с рабочим пространством.
В Татарстане один из ведущих банков еще в 2023 году представил проект, предназначенный для защиты корпоративных данных и учета рабочего времени. Разработка контролирует доступ к рабочим компьютерам с помощью биометрии, гарантируя, что за устройством находится именно тот сотрудник, под чьей учетной записью был выполнен вход. Система может применяться как на офисных рабочих местах, так и для удаленного доступа сотрудников. Это позволяет повысить уровень безопасности, исключить возможность передачи паролей, защитить чувствительную для компании информацию.

Проход в бизнес-залы аэропортов в разных городах
С 2024 года россияне могут пройти в бизнес-залы аэропортов по биометрии. Причем для использования сервиса не нужна очная регистрация биометрии в отделении банка: данные загружаются прямо в мобильное приложение «Госуслуги Биометрия». Пассажирам не потребуется каждый раз открывать приложение и предъявлять QR-код: достаточно просто посмотреть в биометрический терминал на входе в бизнес-зал. Сервис уже доступен в ряде аэропортов, включая московские «Внуково» и «Домодедово», аэропорты Санкт-Петербурга, Казани и Владивостока.
Биоэквайринг для клиентов банков
Подобный способ приема платежей предоставляют своим клиентам многие компании, магазины и рестораны, а с 2024 года биоэквайринг стал доступен клиентам разных банков. Сегодня более миллиона россиян регулярно пользуются этой технологией: только за прошлый год было совершено свыше 25 млн оплат таким способом.

Что дальше
Сегодня продолжается проработка и внедрение новых сервисов на основе биометрических технологий. Среди перспективных направлений — заселение в гостиницы по биометрии и сервис подтверждения возраста: сначала в очном формате, а в дальнейшем и в дистанционном.
Если в обычных магазинах покупатель может просто предъявить паспорт при оплате товаров с возрастными ограничениями, то для онлайн-продаж потребуется другая надежная система проверки — и таким решением может стать подтверждение возраста с помощью биометрии.
Гостиничная индустрия - еще одно перспективное направление для внедрения биометрических технологий. Их использование может серьезно преобразить клиентский опыт – от возможности заселения без предъявления паспорта до автоматизированных систем регистрации. Пилотный проект планируется запустить в московских отелях, после чего последует поэтапное расширение на другие регионы с учетом их туристической привлекательности и востребованности подобных решений.
Преимущества и безопасность системы
Напомним, в Единой биометрической системе хранятся фотографии лица и записи голосов пользователей. Для обеспечения максимальной безопасности система использует комплекс передовых технологий, гарантирующих, что перед камерой находится действительно живой человек – это позволяет исключить возможные ошибки и попытки обмана системы. При этом записи голоса применяются только как дополнительный защитный механизм в различных сервисах. Такой многофакторный подход обеспечивает оптимальный баланс между безопасностью и удобством для пользователей.