Lala-1 создали специалисты Института авиации в Варшаве, столице социалистической Польши, в 1972 году в помощь авиаконструкторам из КБ Антонова. Странное название происходит от слов Latające Laboratorium («Летающая лаборатория» с польского).
Этажерка с реактивным двигателем: зачем друзья СССР построили удивительный самолет Lala-1

Отдельная группа антоновцев под руководством начальника бригады легкомоторной авиации Рамира Измайлова в то время работала над созданием специализированного сельскохозяйственного самолета, будущего PZL M-15 Belphegor. Производить его предполагалось в Польше – как раз недавно страны СЭВ (соцлагеря вокруг СССР) распределили, кто на чем специализируется, и Польше досталось производство сельскохозяйственной авиации.
M-15 должен был стать первым в мире «кукурузником» с реактивным двигателем. На «Ляле» хотели проверить, нет ли у такой идеи неустранимых недостатков. Опасались, что струя реактивного двигателя будет мешать распылять удобрения, а также вредно влиять на посевы и выветривать землю, ведь сажать этот самолет предполагалось прямо на поля.

Советская авиахимия недовольна Ан-2
Здесь надо сказать, что идею авиахимических работ (АХР) нигде в мире не развернули на такую широкую ногу, как в Советском Союзе. «Аэрофлот» держал несколько тысяч бипланов Ан-2, оснащенных системой распыления сухих и жидких удобрений. Однако хотели еще расширить масштабы АХР, и его производительность стали считать недостаточной. Поскольку это был многоцелевой самолет, химикатов он брал на борт немного и рассыпал относительно узкой струей, от 10 м до 25 м.

У биплана и его системы распыления были и более серьезные недостатки. В те годы в сельхозавиации чаще применяли порошковые удобрения, весившие меньше жидких. Но поскольку хранили их в поле, то они набирали влагу, слипались в комки и уже не распылялись как надо. Струя винта поршневого биплана мешала работе системы распыления.
СССР снова идет своим путем
Как изменить конструкцию, никто не знал. Поскольку нигде в мире крупных «кукурузников» не делали и не применяли, заимствовать было не у кого, и пришлось проектировать подход с чистого листа.
Будущий M-15 решили оснастить двумя баками для химических продуктов на крыльях, вдали от струи двигателя. Для увеличения ширины полосы и повышения точности авиаконструкторы предложили перейти на гранулированные удобрения, выстреливая их сжатым воздухом на большое расстояние – с помощью «пневмотранспорта». Сжатый воздух предполагалось отбирать от двигателя.
Самолет получил турбореактивный двигатель АИ-25 (такой же, какой был у малого авиалайнера Як-40). У конструкторов не было выбора: при заданных параметрах мощности подходил только он, аналогичных турбовинтовых моторов в СССР не выпускали. Идею реактивной тяги на тихоходном «кукурузнике», работающем на полях, многие критиковали, в том числе и главный конструктор Олег Антонов. Нужно было понять, кто прав – эту задачу и решила «Ляля».

Испытания польской летающей лаборатории показали, что система пневмотранспорта работает как надо. И реактивный двигатель не вредил полям – при условии, что его располагали достаточно высоко. M-15 получил «зеленый свет» для серийного производства.

Когда все идет не так
Забегая вперед, скажу, что его судьба сложилась крайне неудачно. Авиаконструкторы допустили массу других важных просчетов, из-за которых самолет так и не получил обещанные технические характеристики.
Тем не менее, его начали производить и поставлять в СССР. Однако химическая отрасль не поддержала его созданием гранулированных химикатов: как и раньше, их производили в виде порошка. Персонал «на земле» так и продолжал держать удобрения и ядохимикаты на поле, и они по-прежнему слипались в комья. В условиях застойной брежневской экономики так случалось часто.
А потом сама идея авиахимии внезапно потеряла привлекательность. Минсельхозхимия СССР выступила с инициативой перейти на наземную технику внесения химикатов, как более эффективную.

Авиахимия проиграла битву с экологией
Впрочем, эта инициатива, заколотившая последний гвоздь в программу M-15, была шагом в правильном направлении, если говорить об экологии и эффективности. В 1970-е годы, когда реальностью стали кислотные дожди, массовое отравление животных ДДТ и подобные вещи, взгляды на агрохимию сильно поменялись: стало ясно, что «больше» не значит «лучше». А разбрасывание химикалиев с самолетов – это как раз история про «больше».
В наши дни любые химикаты, будь то гербициды, инсектициды, фунгициды или любые другие «циды», стараются вносить очень точечно в ту зону, где они должны работать. А то и вовсе отказываются от них, заменяя на другие методы обработки. Для этого разрабатываются роботизированные машины, по уровню интеллекта не уступающие беспилотным автомобилям. Про самые интересные примеры можно почитать по следующим ссылкам.
По материалам «Уголок неба».