Статью можно прослушать

Всего 1 раз в истории: как российские тепловозы сплавали в Америку и вернулись домой

Курьезный случай из 1990-х стал чуть ли не единственным, когда наша страна поставила железнодорожную технику в США.
Рома Назаров
Рома Назаров
Всего 1 раз в истории: как российские тепловозы сплавали в Америку и вернулись домой
Соцсети
Послушать текст
Традиционно, железные дороги России много сотрудничали с европейскими коллегами.

Достаточно вспомнить, что все пассажирские электровозы для СССР делались в Чехословакии фирмой Skoda, а нынешние поезда «Ласточка» – это продукт кооперации «Уральских локомотивов» и Siemens.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американские железнодорожники в некотором роде самодостаточны. В Штатах действуют другие технические нормы, и всю технику американцы производят у себя и под себя, причем в этой стране упор делается не на электровозы, а на тепловозы.

Советские локомотивы для американского города

Традиция нарушилась в 1992 году, когда порт Хьюстона заказал 11 тепловозов ТЭМ7А. Разработанные в 1973 году на Людиновском машиностроительном заводе в Калужской области, это были самые мощные маневровые локомотивы в СССР.

В те годы сделки было выгодно проводить по бартеру, вот и локомотивы приобрели в обмен на зерно, поставленное в Россию.

обложка port of houston тепловоз тэм7а
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под американские условия ТЭМ7А модифицировали. Поставили другие колесные пары под ширину колеи 1435 мм вместо российской 1520 мм, развернули пульт машиниста: в нашей стране машинист ведет тепловоз большим капотом вперед, в Штатах наоборот.

Поработать тепловозам не довелось

Сначала таможенные службы США нашли в сделке признаки коррупции, а потом Федеральное управление железных дорог отказало им в выдаче сертификата на соответствие техническим нормам.

тепловозы тэм7а сша
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тепловозы 14 лет стояли без дела на сталелитейном заводе, пока не нашелся покупатель в России, выкупивший их назад. Им провели обратную модернизацию под стандарты РЖД, сделали капремонт и продали на частные железные дороги. Пишут, что они могут до сих пор трудиться в компаниях «Новатэк», «Лукойл» и «Газпромтранс».

Другой мир: чем интересны железные дороги США

Интересно, что в 1998 году состоялся другой интересный американо-российский проект — на том же Людиновском заводе построили тепловоз с американским двигателем. Вот где он сейчас.

 

Узнайте также, почему Маяковский не любил лучшие вагоны Америки

 

и как в США 25 вагонов с пивом застряли в туннеле