Статью можно прослушать

«Да ладно!» Опасно ли летать в космос

Интуитивно кажется, что у космонавтов очень опасная работа. Однако и просто летать на самолетах субъективно кажется более опасным делом, чем ездить по земле, но статистика это не подтверждает – гражданская авиация считается самым безопасным видом транспорта. Может быть, и с полетами в космос та же ситуация?
Рома Назаров
Рома Назаров
«Да ладно!» Опасно ли летать в космос
Flickr
Послушать текст
Содержание

На вопрос в заголовке не так просто ответить. Первая сложность: как считать погибших космонавтов? В 1967 году три американских астронавта сгорели на стартовой площадке, когда случился пожар миссии Apollo 1. Они даже не успели оторваться от земли, так включать ли их в статистику?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Линия Кармана и не только

Есть второй нюанс: что считать космическим полетом? Между атмосферой и космосом нет четкой границы, и существует категория суборбитальных полетов. На практике, большинство стран договорились между собой, что считают границей космоса линию Ка́рмана, проходящую на высоте 100 км. Однако американские космические службы отсчитывают эту границу от высоты 50 миль (около 80 км).

линия Кармана снимок МКС
Снимок с борта МКС: зеленая и оранжевая полосы примерно отвечают высоте линии Кармана.
Lyndon B. Johnson Space Center
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шансы выжить и вернуться

Перед тем, как читать дальше, ответьте на один вопрос. Кликните ваш вариант, и вы увидите, что думают другие читатели.

Как вы субъективно оцениваете риск для космонавта погибнуть в полете?
Менее 0,1%
Более 0,1%, но меньше 1%
От 1% до 5%
Свыше 5%

Теперь переходим к реальной статистике. Сначала определим правила, по которым будем считать несчастные случаи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Примем в расчет лишь те происшествия, в которых полет начался и его целью была орбита выше линии 50 миль, чтобы захватить и американские происшествия.
  • Смертельные случаи во время испытаний и тренировок — не включаем.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если делать подсчет таким образом, то с начала космической эры и до января 2025 года можно насчитать пять катастроф, повлекших гибель полетевших людей. В них погибло 15 американских астронавтов и четыре советских космонавта — всего 19.

По данным NASA, за это время в космос слетало 676 человек ( если не было «зайцев» или секретных полетов). Получается, что вероятность погибнуть составляет 2,8%. Садясь в ракету, пилот понимает, что у него примерно 35 шансов из 36 благополучно вернуться назад.

Всего произошло 5 происшествий с космическими кораблями в полете, в которых погибло 19 космонавтов.

5 самых страшных крушений космических кораблей

Счет погибших в орбитальных полетах открыл советский космонавт Владимир Комаров. 24 апреля 1967 года при спуске отказали парашюты его корабля «Союз-1».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гиперзвуковой суборбитальный ракетоплан X-15 фото
Гиперзвуковой суборбитальный ракетоплан X-15
Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В том же году первая потеря случилась и у американцев. Пилот Майкл Адамс выполнял суборбитальный полет на экспериментальном аппарате X-15 чуть выше границы 50 миль над уровнем землей. Из-за потери управления аппарат вошел в неконтролируемый штопор на скорости 5 Махов и рассыпался. Для Адамса это было уже седьмой полет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1971 году произошла единственная трагедия выше линии Кармана. Когда советский корабль «Союз-11» отстыковался от орбитальной станции «Салют-1», произошла разгерметизация и три космонавта погибли. Этот случай потряс общественность по всему миру: именно после него за безопасностью стали следить гораздо строже. В СССР с тех пор не было ни единого катастрофического случая в полете.

15 лет без происшествий, и в 1986 году происходит катастрофа космического челнока Challenger. Из-за нарушения герметичности топливной системы взорвался гигантский топливный бак разгонной системы, и погибли все 7 космонавтов на борту шаттла.

катастрофа космического челнока Challenger
В 1986 году произошла катастрофа космического челнока Challenger. Из-за нарушения герметичности топливной системы взорвался топливный бак разгонной системы.
Kennedy Space Center
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2003 году случилась катастрофа американского челнока Columbia. Потеряв часть термоизоляции, он при входе в атмосферу разрушился на скорости 19 Махов. Погибло пять американских, один индийский и один израильский астронавт.

Полеты становятся безопаснее — вот пара примеров

Для современных и будущих космонавтов есть хорошие новости: техника, на которой они покоряют орбиту, становится все безопаснее. Надо думать, больше 99% нынешних покорителей космоса рассчитывают умереть в своей постели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя что сказать, космос не шутки. Периодически продолжают случаться ЧП, когда экипажи космических кораблей оказываются на волосок от смерти. В декабре 2022 года удар микрометеорита нарушил работу системы терморегулирования космического корабля «Союз МС-22». Роскосмосу пришлось посадить его в беспилотном режиме, пока космонавты на орбите ждали запасной корабль МС-23.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Союз МС» причаливает к Международной космической станции
«Союз МС» причаливает к Международной космической станции.
Flickr

Подобное происшествие случилось в 2024-м: из-за неполадок двигателей аппарата Boeing Starliner NASA отказалось использовать его для возвращения космонавтов из миссии на МКС. Они ждали на станции много месяцев, пока прилетит запасной корабль.

В 2024 году из-за неисправности двигателей аппарат Starliner вернули с МКС в беспилотном режиме
В 2024 году из-за неисправности двигателей аппарат Starliner вернули с МКС в беспилотном режиме, чтобы не подвергать опасности жизни космонавтов.
Johnson Space Center
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С одной стороны, это показывает, что опасность по-прежнему есть. С другой, еще четверть века назад их бы с риском для жизни отправили на Землю в неисправном аппарате. Налицо прогресс в технологиях безопасности.