Сегодня историки озвучивают мнение, что основы античного военного судостроительства, связанного с проектированием огромных боевых кораблей, вроде весельных галер, были заложены преемниками Александра Македонского, так называемыми диадохами, которые использовали снаряженные оружием суда в ходе своих войн. В результате соперничества наследники великого завоевателя взрастили целый флот с грозными кораблями-полиэрами и внушительными тессараконтерами, напоминающими плавучие крепости. Габариты тех судов можно было сравнить с нынешними линкорами или авианосцами. Их экипажи насчитывали порядка 6000 человек — почти как на современном авианосце!
Тессераконтера: как выглядел крупнейший корабль древности, высотой с 40-этажный дом

Египетская тессараконтера: самое длинное и высокое военное судно древности
Один из первых гигантских боевых кораблей был построен по приказу египетского царя Птолемея IV Филопатра в эллинистический период, то есть в III веке до н.э. Спущенная на воду тессараконтера стала настоящим рекордсменом среди военных судов того времени. Ее длина составляла 130 метров, ширина была равна 38 метрам, а высота - 22 метрам, что можно сравнить с 40-этажным зданием. По сути, это была огромная деревянная трехъярусная галера-катамаран, вмещающая порядка 4000 гребцов, не считая матросов, офицеров, морских пехотинцев, а также веса внушительного количества заложенного продовольствия и боеприпасов.

Египетская тессараконтера упоминается в ряде античных источников, в том числе в утраченном труде Калликсена Родосского, придворного царя, а также в сохранившихся текстах писателя Афинея Навкратийского и философа Плутарха. Согласно историческим описаниям, огромные размеры судна делали его непрактичным. Кроме того, корабль нельзя было назвать автономным: на нем были размещены только рулевые весла, поэтому буксировать длиннотелую галеру приходилось гребным лодкам.
Внешне тессараконтера впечатляла, да и выглядела довольно устращающе. Палубу окружали высокие крепостные стены, оборудованные боевыми башнями. Кроме того, на корабле присуствовало оружие в виде носовых таранов и катапульт. Однако, несмотря на это, многие современники Птолемея IV все же полагали, что судно было построено скорее в декоративных целях, для укрепления статуса и престижа, нежели в качестве эффективного военного корабля.

Дворец на корабле
Для большего устрашения противника корму расписывали восковыми красками, изображая на корпусе крокодилов и других пугающих существ. По внешним сторонам борта тянулась листва плюща, вырезанная по дереву, а нос корабля украшали 5-метровые фигуры во главе с повелителем ветров, божеством Эолом, представшем в образе лебедя.
За идеальными пропорциями и суровой внешностью баржи скрывалось богатое убранство. В плавучем дворце были предусмотрены многочисленные комнаты со скульптурами фараонов, залы для торжественных приемов, библиотеки и даже конюшни.
Как тессараконтеру спускали на воду
Спустить громадину на воду, учитывая ее длину, оказалось не самым легким занятием. Для начала было решено построить помост. Однако идея оказалась невыгодной как с точки зрения затраченной древесины, так и в плане привлеченной рабочей силы. Выход из сложившейся ситуации нашел один приезжий финикиец: он предложил египтянам воплотить в жизнь гениальное инженерное решение. Так, рядом с гаванью был выкопан глубокий ров, который соединялся с морем: его обложили булыжниками, укрепили каменными опорами, а затем расставили поперечные катки во всю ширину. Оставалось только заполонить траншею водой и втянуть в нее корабль. Таким образом египтяне изобрели сухой док для транспортировки тессараконтеры и других больших судов.