В качестве базы выбрали четырехмоторный авиалайнер Ил-18 – достаточно грузоподъемный, чтобы вместить все необходимое оборудование, и отличающийся хорошей устойчивостью и управляемостью.
Этот советский самолет сам себя поливал в полете: как работала летающая лаборатория Ил-18ЛЛ

На фюзеляже сверху укрепили силовой пилон, на котором располагался экспериментальный фрагмент крыла или мотогондолы разрабатываемого самолета. Противообледенительная система фрагмента могла быть подсоединена к электроснабжению самолета-лаборатории и получать теплый воздух. Перед пилоном располагались форсунки, через которые на деталь распыляли воду. Весь процесс снимался на кинокамеру. Для управления в пассажирском салоне установили пульт.

В 1965 году на новой летающей лаборатории впервые провели испытание куска крыла будущего дальнемагистрального лайнера Ил-62. Хотя испытания прошли успешно, летчик-испытатель Яков Верников – бывший истребитель, Герой Советского Союза – в отчете сообщил, что закрепленный снаружи кусок крыла серьезно затруднял управление самолетом. Тем не менее, конструкторы получили нужные сведения.
Способ справиться со льдом искали полвека
Первые эксперименты с противообледенительными системами начались в тридцатые годы. Лишь в 1960-х годах их начали массово внедрять в гражданской авиации, и потребовалось еще около двух десятков лет, чтобы найти достаточно эффективный вариант. Начиная с 1990-х, количество летных происшествий, связанных с обледенением, заметно сократилось.
Летающие лаборатории Ил-18ЛЛ
На основе Ил-18 было создано несколько подобных исследовательских машин.

Еще одна предназначалась для экологических наблюдений: ее оборудование позволяло оценивать состояние почв, водоемов и лесов, определять тип ландшафта, высчитывать водозапас облаков и следить за границами ледников.
Другие самолеты-лаборатории предназначались для испытаний новых радиолокационных систем.