Этот советский самолет сам себя поливал в полете: как работала летающая лаборатория Ил-18ЛЛ

Когда-то авиаконструкторы не знали, как защитить самолеты от обледенения. Понадобилось провести исследования, проверить разные варианты: для этого в СССР один гражданский авиалайнер превратили в летающую лабораторию.
Рома Назаров
Рома Назаров
Этот советский самолет сам себя поливал в полете: как работала летающая лаборатория Ил-18ЛЛ
Ил-18 авиалиний ГДР. Источник: Steve Knight — Flickr
Задачу создания самолета для экспериментов с противообледенительными системами решало конструкторское бюро Ильюшина.

В качестве базы выбрали четырехмоторный авиалайнер Ил-18 – достаточно грузоподъемный, чтобы вместить все необходимое оборудование, и отличающийся хорошей устойчивостью и управляемостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фюзеляже сверху укрепили силовой пилон, на котором располагался экспериментальный фрагмент крыла или мотогондолы разрабатываемого самолета. Противообледенительная система фрагмента могла быть подсоединена к электроснабжению самолета-лаборатории и получать теплый воздух. Перед пилоном располагались форсунки, через которые на деталь распыляли воду. Весь процесс снимался на кинокамеру. Для управления в пассажирском салоне установили пульт.

ил-18 ПОС
airwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1965 году на новой летающей лаборатории впервые провели испытание куска крыла будущего дальнемагистрального лайнера Ил-62. Хотя испытания прошли успешно, летчик-испытатель Яков Верников – бывший истребитель, Герой Советского Союза – в отчете сообщил, что закрепленный снаружи кусок крыла серьезно затруднял управление самолетом. Тем не менее, конструкторы получили нужные сведения.

Способ справиться со льдом искали полвека

Первые эксперименты с противообледенительными системами начались в тридцатые годы. Лишь в 1960-х годах их начали массово внедрять в гражданской авиации, и потребовалось еще около двух десятков лет, чтобы найти достаточно эффективный вариант. Начиная с 1990-х, количество летных происшествий, связанных с обледенением, заметно сократилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летающие лаборатории Ил-18ЛЛ

На основе Ил-18 было создано несколько подобных исследовательских машин.

Ил-18ЛЛ
airwar.ru

Еще одна предназначалась для экологических наблюдений: ее оборудование позволяло оценивать состояние почв, водоемов и лесов, определять тип ландшафта, высчитывать водозапас облаков и следить за границами ледников.

Другие самолеты-лаборатории предназначались для испытаний новых радиолокационных систем.