У каждого типа свои плюсы и минусы.
2 кольца, 5 мини-колец: как работает развязка «заколдованный круг» и почему водители ее боятся

Светофорная развязка занимает мало места. Однако светофор сильно задерживает движение – специалисты говорят, что пропускная способность перекрестка со светофором очень мала. На светофорах очень часто образуются пробки.
Самая высокая пропускная способность у многоуровневых развязок, потому что автомобили по ним могут двигаться, не снижая скорости.
Однако такие развязки еще и самые дорогие, потому что представляют собой конструкции из тысяч тонн бетона и стали. К тому же они занимают много места, особенно если приходится расплетать сеть из пяти-шести дорог: тогда приходится создавать колоссальные трехуровневые развязки. В современном мире есть и четырех-, и пятиуровневые развязки, занимающие место как целый микрорайон.


Круговая, да в круговой
В мире встречаются и более экзотические виды развязок.
В 1972 году британский инженер Фрэнк Блэкмор из Лаборатории транспортных и дорожных исследований изобрел способ усовершенствовать старую добрую кольцевую развязку. По его проекту в городе Суиндоне была создана первая развязка такого типа. Объяснить, как она работает, не так просто. Я попробую, но не критикуйте автора жестко, если получится не слишком понятно.

Главный принцип в том, что водители на такой развязке могут ехать как по часовой стрелке, так и против часовой. Для этого на въезде с каждой дороги делается мини-развязка в форме кольца. Эти мини-кольца вписаны в два больших кольца: одно побольше диаметром, второе, внутри него, поменьше.
Вот водитель по дороге приближается к развязке. Он может выбрать, ехать ли по большому кольцу или въехать на мини-кольцо. По большому кольцу он поедет в обычном для круговых развязок направлении, то есть в Великобритании – по часовой стрелке, поскольку в этой стране левостороннее движение, а в России – против часовой стрелки.
Теперь допустим, что он свернул на мини-кольцо. Тогда, сделав полукруг, он попадает на внутреннее кольцо. И поскольку на мини-кольце он развернулся на 180°, то теперь едет в обратную сторону – то есть, против часовой стрелки.
Для чего нужен двойной круг
Попасть на нужный съезд на такой развязке можно быстрее.
Допустим, вы подъезжаете по дороге номер один. Тогда остальные дороги будут съездами под номерами два, три, четыре и пять. Если вы хотите попасть на съезд два или три, путь по внешнему кольцу будет короче. А если нужен съезд четыре или пять, то по внутреннему кольцу вы попадете туда быстрее.

Запутались? Что ж, водители, которые не уверены в своем водительском мастерстве, могут двигаться только по внешнему кольцу – это несколько дольше, но проще. Более опытные и смелые водители могут сэкономить время, выехав на внутреннее кольцо.
А это точно сработает?
Дорожные власти королевства поначалу засомневались в работоспособности столь необычной схемы. Опасаясь внедрять неопробованную идею в полном масштабе, они решили зайти осторожно. Поначалу мини-развязки не размечали, решив понаблюдать, как будут ездить автомобили, и уже по этим наблюдениям нанести линии на асфальте. А чтобы водители понимали, куда ехать, на каждой мини-развязке поставили по регулировщику.

Зря пугаетесь
Простые британские водители окрестили развязку в Суиндоне «заколдованным кругом». Она сразу попала в рейтинг самых пугающих развязок страны, а в 2005 году одна из местных страховых компаний назвала ее худшим перекрестком Великобритании.
Однако статистика показывает, что водители боятся напрасно. На необычном перекрестке ДТП происходят относительно редко по сравнению с другими развязками страны, а пропускная способность у такого двойного кольца выше, чем у обычного круга.
Поэтому переделывать его не стали. Первый «заколдованный круг» нормально работает уже более полувека, а позже в королевстве было построено еще несколько похожих развязок.