Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

Последний в плеяде советских среднемагистральных пассажирских самолетов, Ту-204 разрабатывался около 15 лет. За это время видение конструкторов о том, каким он должен быть, несколько раз радикально менялось. Мы визуализировали развитие их мыслей в серии фотографий.
Рома Назаров
Рома Назаров
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер
André Du-pont — jetphotos.com
Содержание

Ту-204 должен был прийти на смену среднемагистральным авиалайнерам Ту предыдущего поколения: маленькому Ту-134 и большому Ту-154.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработка его началась в начале 1970-х. Новый лайнер должен был стать в два раза экономичнее предыдущих, по-настоящему всесезонным, более комфортабельным и безопасным.

Начало: Ту-134

По первому проекту новый самолет видели как увеличенную копию Ту-134, с двигателями в хвостовой части и увеличенным диаметром фюзеляжа в расчете на перевозку 150-180 пассажиров. Возможно, в выборе схемы сказывалось влияние руководителя проекта Леонида Селякова, ранее главного конструктора маленькой «тушки».

Конструкторы надеялись использовать много других наработок по теме 134/154, за счет чего сократить срок разработки. В том числе в проект заложили двигатели НК-8 в модернизированной версии – те же самые, что стояли на Ту-154.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-134
На первом этапе будущие Ту-204 напоминали Ту-134 увеличенного размера с более толстым фюзеляжем.
russianplanes.net

Двигатели переходят на крыло

Пока велась работа, мировая авиация постепенно уходила от заднемоторных самолетов. Реактивные двигатели стали чаще устанавливать на крылья.

Проект туполевского магистрального авиалайнера тоже пересмотрели, и к 1975 году представили новую концепцию. Теперь это был аэробус с длиной фюзеляжа как у Ту-154, но значительно увеличенным диаметром: 5 м против 3,8 м у предыдущего самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
McDonnell Douglas MD-10
McDonnell Douglas MD-10 — один из самых известных и массовых авиалайнеров, созданных в 1970-е годы.
GetArchive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самым заметным отличием стало расположение двигателей, как у новых американских авиалайнеров McDonnell Douglas MD-10 и Lockheed L-1011 Tristar: по одному на каждом крыле и один в хвосте. В 1982 году был построен натурный макет Ту-204 в трехмоторной схеме.

Ту-204 существовал в трехмоторной схеме. Правда, только как макет в полную величину.

Махнув рукой на унификацию с Ту-154, создатели самолета начали проверять множество вариантов исполнения. Изучалась возможность применения новейших реактивных двигателей с высокой степенью двухконтурности и даже винтовентиляторных двигателей – ни те, ни другие в Советском Союзе в то время не производились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
винтовентиляторный двигатель д-27
Ту-204 мог получить винтовентиляторные двигатели, подобные этому Д-27. Такие двигатели похожи по конструкции на двухконтурные турбореактивные, а главное отличие в том, что лопасти вентилятора не заключены в кольцевую насадку.
aviation.ru

Раскол: два или три двигателя

В начале восьмидесятых в ОКБ Туполев пришли к пониманию о том, каким должен быть фюзеляж, шасси, основные системы. Вместимость фюзеляжа увеличилась до 208 человек. Однако наметились разногласия по тому, какой должна стать силовая установка самолета. К тому времени мода на трехдвигательные авиалайнеры прошла, и авиаконцерны Airbus и Boeing вели разработку двухмоторных авиалайнеров, таких как Boeing 757 и 767, Airbus A300.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing 757
В 1980-е годы выросла популярность экономичных двухдвигательных авиалайнеров — таких, как этот Boeing 757.
Altair78 - Wikipedia

Такой проект решили проработать и в ОКБ Туполев, дав ему обозначение Ту-204-200. Под него команда главного конструктора Павла Соловьева разрабатывала новый двигатель Д-90. Параллельно продолжали разработку и трехдвигательного варианта Ту-204-300. За этот вариант стояли генеральные конструкторы Алексей Туполев и сам Соловьев. Оба считали, что при текущем состоянии промышленности не получится создать достаточно тяговитый реактивный двигатель, а ожидаемой тяги в 12-14 тонно-сил на двигатель явно не хватало для двухмоторника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Горячим сторонником двухдвигательной схемы же стал Леонид Селяков. В результате конфликта Селяков сложил полномочия и передал проект другому главному конструктору.

ту-204 на испытаниях
Первый полет прототипа Ту-204
Туполев

Однако он оказался прав. Тягу Д-90 удалось довести до 16 тонн сил, и двухмоторная схема была выбрана в качестве окончательной. В таком виде Ту-204 вышел на летные испытания, и в таком виде вошел в историю отечественной авиации.

Советские авиалайнеры: незнакомые факты о знакомых машинах

Узнайте, почему Ил-96 так похож на старый Ил-86

 

Трапа нет, багаж с собой: угадайте, у какого советского лайнера были такие особенности.

 

Какой самолет Аэрофлота считали самым красивым - вы его знаете, но попробуйте-ка угадать