Ту-204 должен был прийти на смену среднемагистральным авиалайнерам Ту предыдущего поколения: маленькому Ту-134 и большому Ту-154.
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

Разработка его началась в начале 1970-х. Новый лайнер должен был стать в два раза экономичнее предыдущих, по-настоящему всесезонным, более комфортабельным и безопасным.
Начало: Ту-134
По первому проекту новый самолет видели как увеличенную копию Ту-134, с двигателями в хвостовой части и увеличенным диаметром фюзеляжа в расчете на перевозку 150-180 пассажиров. Возможно, в выборе схемы сказывалось влияние руководителя проекта Леонида Селякова, ранее главного конструктора маленькой «тушки».
Конструкторы надеялись использовать много других наработок по теме 134/154, за счет чего сократить срок разработки. В том числе в проект заложили двигатели НК-8 в модернизированной версии – те же самые, что стояли на Ту-154.

Двигатели переходят на крыло
Пока велась работа, мировая авиация постепенно уходила от заднемоторных самолетов. Реактивные двигатели стали чаще устанавливать на крылья.
Проект туполевского магистрального авиалайнера тоже пересмотрели, и к 1975 году представили новую концепцию. Теперь это был аэробус с длиной фюзеляжа как у Ту-154, но значительно увеличенным диаметром: 5 м против 3,8 м у предыдущего самолета.

Самым заметным отличием стало расположение двигателей, как у новых американских авиалайнеров McDonnell Douglas MD-10 и Lockheed L-1011 Tristar: по одному на каждом крыле и один в хвосте. В 1982 году был построен натурный макет Ту-204 в трехмоторной схеме.
Махнув рукой на унификацию с Ту-154, создатели самолета начали проверять множество вариантов исполнения. Изучалась возможность применения новейших реактивных двигателей с высокой степенью двухконтурности и даже винтовентиляторных двигателей – ни те, ни другие в Советском Союзе в то время не производились.

Раскол: два или три двигателя
В начале восьмидесятых в ОКБ Туполев пришли к пониманию о том, каким должен быть фюзеляж, шасси, основные системы. Вместимость фюзеляжа увеличилась до 208 человек. Однако наметились разногласия по тому, какой должна стать силовая установка самолета. К тому времени мода на трехдвигательные авиалайнеры прошла, и авиаконцерны Airbus и Boeing вели разработку двухмоторных авиалайнеров, таких как Boeing 757 и 767, Airbus A300.

Такой проект решили проработать и в ОКБ Туполев, дав ему обозначение Ту-204-200. Под него команда главного конструктора Павла Соловьева разрабатывала новый двигатель Д-90. Параллельно продолжали разработку и трехдвигательного варианта Ту-204-300. За этот вариант стояли генеральные конструкторы Алексей Туполев и сам Соловьев. Оба считали, что при текущем состоянии промышленности не получится создать достаточно тяговитый реактивный двигатель, а ожидаемой тяги в 12-14 тонно-сил на двигатель явно не хватало для двухмоторника.
Горячим сторонником двухдвигательной схемы же стал Леонид Селяков. В результате конфликта Селяков сложил полномочия и передал проект другому главному конструктору.

Однако он оказался прав. Тягу Д-90 удалось довести до 16 тонн сил, и двухмоторная схема была выбрана в качестве окончательной. В таком виде Ту-204 вышел на летные испытания, и в таком виде вошел в историю отечественной авиации.
По материалам «Уголок неба».