Пока проект Project Sunrise планирует в ближайшее время запустить регулярные сверхдальнемагистральные рейсы из Австралии в Великобританию или США, продолжительностью почти целые сутки, можно сказать, что двое пилотов в кабине самолета Cessna 172 за два месяца уже совершили 15 подобных перелетов из Сиднея в Нью-Йорк без посадки, преодолев 240 000 километров. И совершили уже давно. Самый продолжительный полет на самолете случился в 1958 году.
Рекордный полет и первоклассный пиар: как самолету «Гасиенда» удалось провести в воздухе два месяца без посадки

Первым делом бизнес
В 1956 году у одного смекалистого предпринимателя из Лас-Вегаса, известного под именем Уоррен «Док» Бейли, возникла идея создать информационный шум вокруг собственного небольшого казино «Гасиенда», куда обычно захаживали простые работяги. Он хотел сделать своему тихому заведению громкую рекламу, которая бы позволила привлечь внимание общественности.
Смелая идея пришла к Бейли вместе с одним из посетителей казино. Механик игровых автоматов, в прошлом пилот-бомбардировщик времен Второй мировой войны, Роберт Тимм предложил владельцу «Гасиенды» реализовать авантюрный маркетинговый ход. Его задумка заключалась в том, чтобы побить международный рекорд продолжительности полета с человеком на борту, разместив на корпусе самолета логотип отеля-казино. В качестве первого пилота Тимм предложил свою кандидатуру. Бизнесмен же, не долго думая, согласился, и выделил на проект 100 000 долларов — небольшие деньги как по тем, так и по современным меркам. Сумма закладывалась на модификацию самолета, а также на команду, оборудование и зарплату экипажу.
В условиях ограниченного финансирования был найден самолет, который в Штатах зарекомендовал себя как легкий, надежный, простой в управлении и довольно экономичный. Роберт Тимм приобрел Cessna 172 с регистрационным номером N9217B, а потом нанял механика и приступил к переоборудованию салона и замене комплектующих. Инженеру требовалось учесть каждую деталь, прежде чем отпустить железную птицу в столь продолжительный полет. После изобретения технологии дозаправки в воздухе, перспектива провести в воздухе около двух месяцев (предыдущий рекорд составлял более 50 дней) не казалось такой недостижимой, однако работа предстояла коллосальная.
В результате в нижней части фюзеляжа четырехместного винтового самолета был установлен дополнительный 360-литровый топливный бак. Также конструкторы разработали систему, позволяющую менять масло и фильтры без остановки двигателя. Двигатель в стандартной комплектации был заменен на мотор от Continental Motors Corp.
Кресло второго пилота убрали, а дверь рядом с ним превратилась в складную гармошку — так было в разы проще добираться до заправочного отверстия подвесного бака. Демонтировать пришлось и сидения второго ряда, чтобы освободить пространство для запасов продовольствия, матраса, небольшой раковины и крошечного санузла.

64 дня в небе и гениальный способ дозаправки
Первые попытки так надолго оторваться от земли не увенчались успехом. Роберт Тимм никак не мог найти общий язык со своим первым напарником и каждый раз сталкивался с техническими неполадками. В результате проблему с двигателем (оказалось, что в нем крылась причина всех неудач) удалось решить, а вторым участником проекта вскоре стал Джон Уэйн Кук, опытный пилот из авиакомпании Alamo Airways.
Наконец, экипаж «Гасиенды», или «72 Браво», как его между собой прозвали диспетчеры, взлетел. Случилось это 4 декабря 1958 года в 15:52 по местному времени. Для чистоты эксперимента первый круг самолет сделал над аэродромом, чтобы проезжающая мимо машина сопровождения могла нарисовать белые полосы на его шасси. Краска на шинах была гарантией того, что «Гасиенда» точно не сядет где-нибудь до официального завершения рейса. В противном случае, краска наверняка бы стерлась при посадке, и обман бы вскрылся.
Большую часть от всего времени полета Cessna 172 кружил над пустынями вокруг Лас-Вегаса и только иногда направлялся в сторону Лос-Анджелеса для съемок в рекламе. Первая дозаправка случилась только через 12 часов, в дальнейшем доливать топливо приходилось дважды в день.
Каждый раз в попытках совершить дозаправку самолету нужно было снизиться до высоты 6 метров от поверхности земли и долететь до заброшенного участка автомагистрали вдоль границы Калифорнии и Аризоны. Там его ожидал грузовик, оснащенный топливным баком и насосом. Машина двигалась со скоростью 100 км/ч, подстраиваясь под движение самолета, в то время как один из пилотов вставал на платформу за бортом, после чего опускал с помощью электрической лебедки крюк, подцепляя им заправочный шланг и дотягивая его до топливного бака. Весь процесс заправки занимал не больше трех минут. Так, за все время полета заправляться пришлось 128 раз.

Первые несколько дней путешествия не вызывали у пилотов беспокойства. Они даже стали привыкать к новому распорядку дня. Каждый раз, во время дозаправки, им передавали литр воды, масло для двигателя, принадлежности для личной гигиены и еду из ресторана того самого отеля-казино «Гасиенда». Правда, изысканные блюда от шеф-повара подавались в измельченном виде в термосах. Сложности начались несколько позже, и связаны они были не только с поломками, но и с режимом, который не оставлял пилотам сил. Мужчины практически не спали: под вечный рев двигателя не стоило надеяться на спокойный сон. В один день Тимм заснул за штурвалом больше чем на час. Катастрофы чудом удалось избежать: все это время самолет находился под контролем установленного рудиментарного автопилота. К слову, эта система вышла из строя спуся несколько дней.
На 39 день техника постепенно стала ломаться. Сначала отключился генератор, оставив экипаж без радио, света, тепла и топливного насоса. Пилотам пришлось использовать ручной насос для перекачки топлива. Следом перестал работать и тахометр, начались проблемы с двигателем. На тот момент предыдщуший рекорд по нахождению в воздухе уже был побит, но пилоты приняли решение не сдаваться и продолжать миссию.
К началу февраля оставаться в воздухе дольше не представлялось возможным: свечи зажигания и камеры сгорания были забиты нагаром. Загруженному самолету становилось все сложнее набирать высоту после дозаправок. В результате «Гасиенда» был вынужден приземлиться.
Рекорд, установленный пилотами Cessna 172 7 февраля 1959 года, до сих пор не был побит.