3 глобуса на палубе: как работал советский научный корабль «Космонавт Комаров»

В академическом флоте СССР это был один из самых примечательных кораблей: красивые обводы, 3 огромные белые сферы на палубе. Что находилось в этих сферах и какие научные задачи решало это судно?
Рома Назаров
Рома Назаров
3 глобуса на палубе: как работал советский научный корабль «Космонавт Комаров»
Виртуальный морской музей
Содержание

В большом флоте Академии наук СССР выделялись суда, работавшие на космическую программу. Они решали те же задачи, что и наземные пункты связи с космическими аппаратами - в тех регионах Земли, где наземный пункт оборудовать было невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самым крупным в космической эскадре был «Космонавт Юрий Гагарин»: историю о нем вы найдете по ссылке ниже. Многим довелось полюбоваться на него, когда он стоял на рейде Одессы в паузах между экспедициями. Рядом с ним вставало второе судно, поменьше – «Космонавт Владимир Комаров». Выглядело оно иначе: если у «Гагарина» на палубе были параболические антенны, то у «Комарова» – странные сферы.

судно космонавт владимир комаров
defenseimagery.mil
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лаборатория из сухогруза

Корабль этот создали на Балтийском заводе в 1967 году. Не с нуля: базой для него послужил океанский сухогруз «Геническ». В процессе перестройки очертания его изменились до неузнаваемости. Борта нарастили, добавив фактически один этаж, надстройку установили полностью новую. Бортовые були улучшили устойчивость, увеличив ширину судна почти на 3 м.

судно космонавт владимир комаров 1
Сухогруз «Геническ» на Балтийском заводе: начало переоборудования.
Виртуальный морской музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересный факт: главный конструктор «Комарова», Александр Михайлов, раньше участвовал в создании проекта суперлинкора «Советский Союз». Научное судно стало вершиной его инженерной карьеры.

Как работали антенны «Комарова»

В трех огромных сферах, которые и придают судну необычный вид, находятся параболические антенны.

В середине антенна поменьше, диаметром 2,1 м – она предназначена для сопровождения околоземных спутников и выработки сигнала, по которому работает программа корректировки наведения антенн.

космонавт владимир комаров судно 2
Виртуальный морской музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В носу и корме – антенны диаметром 8 м, с помощью которых можно даже поддерживать связь с космическими аппаратами, находящимися на лунной орбите.

Если у «Гагарина» антенны стоят открыто, но на «Комарове» их укрыли в радиопрозрачных сферах диаметром 7,5 м и 18 м. Сферы защищают антенны от ветра и соли. «Комаров» на 5 лет старше «Гагарина»: возможно, опыт его работы показал, что сферы не столько приносят пользу, сколько мешают, увеличивая парусность. А может быть, для огромных антенн «Гагарина» сферы нужного размера создать было просто невозможно.

Сами антенны установлены на гиростабилизированных платформах, так что даже на 6-метровой волне их направленность на космический аппарат выдерживается с точностью 15 минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
судно космонавт владимир комаров
GetArchive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плавучий завод жидкого азота

Чтобы обеспечить энергией научное оборудование, на судне установили дополнительную электростанцию. Мощные усилители сигнала охлаждались жидким азотом, который вырабатывала криогенная установка на борту.

«Комаров» стал первым судном, для экипажа которого предусмотрели защиту от излучения антенн. Все основные помещения были экранированы, а когда антенны работали, в на палубе загорались предупреждения в тех местах, куда сильно «фонило».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

700 тысяч морских миль

В космической программе «Комаров» работал 22 года, пройдя дистанцию, достаточную для 30 кругосветных плаваний. Кроме десятков околоземных спутников и пилотируемых кораблей, он работал в программах межпланетных станций «Венера» и «Вега», изучавших Венеру и комету Галлея. «Зонды» – прототипы будущих лунных космических кораблей Советского Союза – тоже связывались с Землей через его антенны.

космонавт владимир комаров ивлия
Pavel Goncharuk - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если плавания «Гагарина» проходили во всех океанах, то «Комаров» в основном работал в Атлантике, от полярных до тропических широт: климатическая установка обеспечивала комфорт для экипажа при температурах от -30°C до +30°C.

Затем в 1989 году его вернули на Балтийский завод и переоборудовали для других задач.

По материалам «Википедии».