Между Ту-154 и Ту-204: куда исчезли туполевские самолеты с индексами «6», «7», «8» и «9»

Советское ОКБ Туполев держало за правило присваивать своим авиалайнерам обозначения с цифрой «4» в конце: так появились хорошо известные Ту-104, Ту-114 и так далее до Ту-154. А потом возникает непонятный разрыв, и следующая машина уже вышла с индексом «204».
Между Ту-154 и Ту-204: куда исчезли туполевские самолеты с индексами «6», «7», «8» и «9»
Created by Diana Nazarova using the Shedevrum web app
Содержание статьи

Уже в 21 веке наше издание выпустило статью о проекте сверхзвукового бизнес-джета Ту-164. Делать его предполагалось на базе стратегического бомбардировщика Ту-160. Статья стала настоящей бомбой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ту-164 сверхзвуковой бизнес-джет
Techinsider.ru

На самом деле, в истории существовал и другой самолет с тем же индексом.

Ту-164: он вам знаком, но под другим названием

В конце 1960-х коллектив ОКБ Туполев выпустил среднемагистральный авиалайнер Ту-154. Самолет сочли удачным, с неплохим заделом по дальнейшему развитию. И конструкторы предложили ряд модификаций на его основе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-154М самолет
Ту-154М
aeroprints.com

Первый проект за время работы над ним сменил несколько индексов: сначала он был Ту-154-160, затем Ту-160А и Ту-164, а под конец его «разжаловали» до Ту-154М. По сути, Ту-164 был модернизацией Ту-154 с более экономичными двигателями Д-30КУ-154, и улучшенной аэродинамикой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот самолет стал единственным проектом между Ту-154 и Ту-204, который увидел небо. В 1984 году первый экземпляр поднялся в воздух. На испытаниях он показал экономию топлива 10-20% на коротких маршрутах и 30-60% на более длинных, был гораздо менее шумным, чем Ту-154Б. Всего было сделано около 300 экземпляров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-174: знакомый авиалайнер подрос

В другом проекте изучалась возможность создать на базе Ту-154 более вместительный самолет с фюзеляжем, увеличенным в ширину и длину. Будущий Ту-174 вмещал бы 224-230 пассажиров. Проект этот закрыли, не доведя до летных прототипов.

Ту-184: три самолета с одним именем

Под этим индексом существовал не один, а три проекта. Сначала коллектив Туполева разработал в 1973 году ближнемагистральный лайнер с двумя двигателями под крылом. Он вмещали бы около 150 человек и летал на дистанциях до 1700 км. Необычным был фюзеляж – пузатый, с 7 креслами в ряд и двумя проходами.

Ту-184 самолет
Ту-184
uhlib.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем в 1976 году он превратился во второй Ту-184 – на этот раз среднемагистральный и с узким фюзеляжем, но той же вместимостью.

Наконец, ближе к концу 1970-х под тем же индексом начали разработку аэробуса на 200-220 мест. Крыло и оперение у него было унифицировано с Ту-154, но два двигателя Д-30 располагались под крыльями.

Ту-194: от малыша до гиганта

Помните «второй» Ту-184 – тот, который узкофюзеляжный? На его базе конструкторы разработали укороченную версию Ту-194 на 116 мест, которая должна была стать заменой для устаревшего Ту-134.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Опытный Ту-204 на испытаниях
Опытный Ту-204 на испытаниях: примерно так выглядели многие перспективные ппроекты ОКБ Туполев.
Туполев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А потом конструкторы ударились в обратную сторону, разработав аэробус на 320-350 мест для коротких дистанций, тоже проходивший под индексом Ту-194.

Стоит ли огорчаться, что эти проекты не увидели свет

Наверное, не стоит. В поисках работающего варианта создателям самолетов приходится прорабатывать множество вариантов, чтобы выбрать лучшую концепцию.

Семидесятые годы для авиаконструкторов были революционным временем: происходил переход от авиалайнеров первого поколения ко второму, быстро развивались системы автоматики и двигателестроение. Не случайно именно тогда начался переход от 3- и 4-моторных реактивных самолетов к 2-моторным.

Ту-204 самолет
Ту-204
Павел Аджигильдяев - russianplanes.net
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока ОКБ Туполев вело поиски, советские моторостроители разработали двигатель Д-90. Получив его, конструкторы свели вместе все наработки и создали семейство Ту-204/214.

По материалам Kiozk, МАИ, Lib.sale.