Между Ту-154 и Ту-204: куда исчезли туполевские самолеты с индексами «6», «7», «8» и «9»

Уже в 21 веке наше издание выпустило статью о проекте сверхзвукового бизнес-джета Ту-164. Делать его предполагалось на базе стратегического бомбардировщика Ту-160. Статья стала настоящей бомбой.

На самом деле, в истории существовал и другой самолет с тем же индексом.
Ту-164: он вам знаком, но под другим названием
В конце 1960-х коллектив ОКБ Туполев выпустил среднемагистральный авиалайнер Ту-154. Самолет сочли удачным, с неплохим заделом по дальнейшему развитию. И конструкторы предложили ряд модификаций на его основе.

Первый проект за время работы над ним сменил несколько индексов: сначала он был Ту-154-160, затем Ту-160А и Ту-164, а под конец его «разжаловали» до Ту-154М. По сути, Ту-164 был модернизацией Ту-154 с более экономичными двигателями Д-30КУ-154, и улучшенной аэродинамикой.
Этот самолет стал единственным проектом между Ту-154 и Ту-204, который увидел небо. В 1984 году первый экземпляр поднялся в воздух. На испытаниях он показал экономию топлива 10-20% на коротких маршрутах и 30-60% на более длинных, был гораздо менее шумным, чем Ту-154Б. Всего было сделано около 300 экземпляров.
Ту-174: знакомый авиалайнер подрос
В другом проекте изучалась возможность создать на базе Ту-154 более вместительный самолет с фюзеляжем, увеличенным в ширину и длину. Будущий Ту-174 вмещал бы 224-230 пассажиров. Проект этот закрыли, не доведя до летных прототипов.
Ту-184: три самолета с одним именем
Под этим индексом существовал не один, а три проекта. Сначала коллектив Туполева разработал в 1973 году ближнемагистральный лайнер с двумя двигателями под крылом. Он вмещали бы около 150 человек и летал на дистанциях до 1700 км. Необычным был фюзеляж – пузатый, с 7 креслами в ряд и двумя проходами.

Затем в 1976 году он превратился во второй Ту-184 – на этот раз среднемагистральный и с узким фюзеляжем, но той же вместимостью.
Наконец, ближе к концу 1970-х под тем же индексом начали разработку аэробуса на 200-220 мест. Крыло и оперение у него было унифицировано с Ту-154, но два двигателя Д-30 располагались под крыльями.
Ту-194: от малыша до гиганта
Помните «второй» Ту-184 – тот, который узкофюзеляжный? На его базе конструкторы разработали укороченную версию Ту-194 на 116 мест, которая должна была стать заменой для устаревшего Ту-134.

А потом конструкторы ударились в обратную сторону, разработав аэробус на 320-350 мест для коротких дистанций, тоже проходивший под индексом Ту-194.
Стоит ли огорчаться, что эти проекты не увидели свет
Наверное, не стоит. В поисках работающего варианта создателям самолетов приходится прорабатывать множество вариантов, чтобы выбрать лучшую концепцию.
Семидесятые годы для авиаконструкторов были революционным временем: происходил переход от авиалайнеров первого поколения ко второму, быстро развивались системы автоматики и двигателестроение. Не случайно именно тогда начался переход от 3- и 4-моторных реактивных самолетов к 2-моторным.

Пока ОКБ Туполев вело поиски, советские моторостроители разработали двигатель Д-90. Получив его, конструкторы свели вместе все наработки и создали семейство Ту-204/214.
По материалам Kiozk, МАИ, Lib.sale.