Как фондам перевести благотворительность в онлайн: 10 цифровых инструментов для добрых дел

Доступность информации
Начнем с очевидного, но оттого не менее важного пункта. С развитием интернета и социальных сетей информация о благотворительных инициативах стала более доступной как для потенциальных волонтеров, так и для доноров (так НКО называют частное лицо или организацию, которая делает пожертвования или дает гранты). Теперь любой желающий может узнать о текущих проектах и потребностях фондов и возможностях для участия. Это особенно важно для таких проектов, которые занимаются не самыми очевидными вещами, развивают новые для нашей страны направления помощи и вкладывают ресурс в просветительскую деятельность. Нужно говорить как можно чаще, просвещать, чтобы навсегда искоренить стереотип, что волонтерство — это что-то про поиск пропавших людей и еду для бездомных. И использовать самые разные соцсети.
Доступность — это еще и большая прозрачность, что повышает доверие к той или иной благотворительной организации. Фонды публикуют и всячески стараются распространить реальные отзывы участия в своих проектах, чтобы подписчики захотели поддержать и оказать помощь — волонтерскую, материальную или любую другую.
Соцсети как инструмент вовлечения
Из первого пункта вытекает второй. Социальные сети стали мощным инструментом для привлечения внимания к социальным проблемам. Благодаря соцсетям, совокупности всех вербальных и визуальных средств, которые там задействуются, создается новый, позитивный, привлекательный образ, — в первую очередь, это касается волонтерства. Добровольчество становится (и уже стало) популярным и даже модным направлением.
Кампании, запущенные в социальных сетях, быстро достигают широкой аудитории. Можно снимать вирусные видео, активно использовать хештеги, участвовать во флешмобах и челленджах, устраивать розыгрыши.
Также один из способов побудить пользователя к действию — настроить кнопку «Пожертвовать». Дополнительный инструмент позволяет сделать пожертвование «в один клик». Например, ВКонтакте есть знаменитая «кнопка-сердечко» от Миксплат (после установки приложения НКО могут принимать разовые или регулярные пожертвования от пользователей ВК с помощью банковских карт, СБП и Яндекс Pay).

Формирование комьюнити
Соцсети помогают не только привлечь необходимую аудиторию, но и создать настоящее сообщество единомышленников — открытое или закрытое, со своими правилами, стилем коммуникации. Это очень важно, если вы работаете на долгосрочную перспективу и хотите, чтобы люди возвращались к вам снова и снова. Мало найти волонтеров — надо их удержать.
Учитывая современный диапазон предложений, надо ценить каждого своего волонтера. Проекты делаются людьми, и если вам удастся собрать постоянную команду волонтеров, эффективность вашего проекта вырастет, будьте уверены. Кроме того, у вашей инициативы появится «лицо», а это плюс к уникальности и узнаваемости.
Онлайн-встречи
Для того чтобы поддерживать комьюнити, нужно устраивать регулярные встречи с волонтерами, в том числе и онлайн, чтобы подключиться к видеозвонку смогли добровольцы из разных городов и даже стран. Волонтеры очень любят участвовать в вебинарах, онлайн-конференциях и других обучающих виртуальных событиях (подавляющая часть аудитории — мотивированные студенты, ищущие возможности для дополнительного образования), а также с удовольствием присоединятся к онлайн-чаепитию.
Важно познакомиться в неформальной обстановке, посмотреть друг на друга, обсудить то, что волнует каждого. Если вы только набираете команду, проведите уютную встречу-знакомство: пусть сотрудники вкратце расскажут о деятельности организации, развеют мифы и возможные страхи, поделятся личным опытом.

Бесплатные онлайн-журналы
Распространять информацию можно не только через свои соцсети и кросспостинг, но и с помощью публикаций в качественных интернет-изданиях. Сегодня многие СМИ, помимо авторских материалов, публикуют записи в блогах. Как и другие организации или эксперты, по договоренности с редакцией у любого фонда есть возможность создавать свои тексты для раздела. При этом вовсе не обязательно искать специализированное издание, посвященное благотворительности или волонтерству. Существует множество медиа с социальной тематикой, где предусмотрены рубрики, посвященные добрым делам.
Платформы для волонтеров
С развитием технологий появились онлайн-платформы, которые размещают волонтерские вакансии и соединяют волонтеров с организациями, нуждающимися в помощи. Эти платформы позволяют пользователям фильтровать предложения по интересам, местоположению и доступному времени, что делает процесс поиска возможностей для волонтерства более удобным и эффективным. К наиболее авторитетным и влиятельным площадкам относятся Добро.ru, Мосволонтер, GoodSurfing. На Добро.ru также можно завести электронную книжку волонтера и фиксировать свои волонтерские часы, а еще там можно пройти бесплатные курсы и тренинги.
Интеллектуальное волонтерство
Сегодня волонтеру не обязательно отправляться в Арктику спасать моржей или даже ехать в соседнюю деревню. Волонтерить можно из дома, онлайн, используя свои творческие, интеллектуальные или технические навыки — как дизайнер, видеограф, репетитор. Для этого существует сервис ProCharity.
Фандрайзинг и краудфандинг
Технологии также изменили подход к финансированию благотворительных инициатив. Платформы для фандрайзинга и краудфандинга, такие как СберВместе, VK Добро, Planeta.ru, позволяют НКО быстро и эффективно собирать средства на конкретные проекты. Это не только упрощает процесс сбора, но и позволяет людям участвовать в благотворительности на уровне микродонатов, вкладывая столько, сколько каждый считает нужным и может себе позволить, что делает пожертвования более доступными для широкой аудитории.
На фандрайзинговых платформах размещаются сборы зарегистрированных и проверенных организаций, что делает процесс сбора безопасным. Некоммерческие организации могут не только разместить свой сбор, но и получают дополнительную поддержку в виде продвижения на данных платформах.

Благотворительные программы банков и коммерческих компаний
Сегодня многие банки, а также коммерческие компании поддерживают благотворительность и предлагают специальные предложения для своих клиентов, пользователей мобильного приложения, что помогает автоматизировать благотворительность.
Например, «Т-Банк» предлагает социальный сервис «Кэшбэк во благо», направленный на популяризацию благотворительности в России. Это простой и удобный инструмент для регулярных переводов в надежные благотворительные организации. Достаточно один раз подключить сервис в мобильном приложении, чтобы кэшбек регулярно шел в поддержку благотворительных инициатив.
У онлайн-ритейлера Ozon есть своя благотворительная программа под названием «Ozon Забота». Она дает возможность посетителям маркетплейса, продавцам и покупателям, поддерживать верифицированные некоммерческие организации. НКО могут продавать там свой мерч, а также электронные благотворительные сертификаты определенного номинала. Электронный благотворительный сертификат — это разновидность пожертвования, красиво упакованного и оформленного наподобие обычного электронного сертификата. Также у продавцов есть возможность сотрудничать с НКО и отчислять им процент с продаж.
Аналитика и оценка воздействия
Технологии позволяют организациям собирать данные о своих инициативах и анализировать их эффективность. Современные сервисы аналитики соцсетей, такие как LiveDune, Popsters, помогают НКО определить, насколько успешная работа была проведена по вовлечению подписчиков в благотворительные инициативы, выявить проблемные места и зоны роста.
И это далеко не полный список — предлагаем читателям самостоятельно его продолжить. Технологии проникли в каждую сферу общественной жизни, затронув и некоммерческий сектор. Они сделали благотворительность более доступной и удобной как для организаций, так и для волонтеров. Появился даже своеобразный тренд на благотворительность: для многих она уже стала частью повседневной жизни. Представляется, что нововведения в этой области не заканчиваются, и мы с интересом ждем дальнейших изменений, учитывая стремительное развитие искусственного интеллекта.