Как перевозят нефтяные вышки: самый большой плавучий док, способный поднимать грузы под водой

Boka Vanguard: самый тяжелый в своем роде
Boka Vanguard (ранее Dockwise Vanguard) относится к категории тяжеловесов «типа О» и может использоваться для перевозки грузов или в качестве морского сухого дока для обслуживания кораблей. Оно было построено в Южной Корее компанией Hyundai Heavy Industries для голландского холдинга Dockwise, крупного игрока в области морских перевозок. В эксплуатацию уникальный объект был сдан в октябре 2012 года.
Конструкция судна не была похожа на строение других грузоперевозчиков. Оно было в разы больше: общая длина составляла 275 метров, а ширина — 70 метров. Плоская и водонепроницаемая палуба, площадью 275 м на 70 м, не имела привычного носа. Эта особенность позволяла тяжеловесу безопасно перевозить грузы длиннее своего корпуса.

Заказ на сооружение морского гиганта возник с растущим спросом на быструю транспортировку нефтяных вышек, газовых платформ и буровых установок. Перевозки таких грузов с одного месторождения к другому обходились индустрии крайне дорого, да и логистика была сложной и занимала много времени. Тогда судоходная компания Dockwise нашла способ решить проблему развивающейся промышленности, получив с этого свою выгоду: было решено разработать универсальный транспорт для доставки объектов любой категории, даже самых массивных. Так появился знаменитый Boka Vanguard, способный поднимать и перевозить негабаритные грузы весом до 110 000 тонн, — это на 50% больше, чем у родственного судна Blue Marlin, спущенного на воду в начале 2000-х.
Тяжеловес Boka Vanguard рассчитан на океанские переходы за счет своей комплектации. Он оборудован двумя генераторами мощностью 4350 кВт и парой из 12-цилиндровых двигателей на 8700 кВт. Силовая установка включает два гребных винта и подруливающие агрегаты, позволяющие судну развивать скорость до 14 узлов.

Погружается, но не до конца: что такое полупогружное судно
Судно оборудовано всем необходимым для погрузки нефтяных платформ. С причала устанавливать грузы на палубу помогают специальные рельсовые пути. Мостик и жилая зона, а также секция спасательных шлюпок, размещены по правому борту. И главное: Boka Vanguard оснащен подвижными корпусами, которые позволяют трансформировать пространство так, чтобы свободно размещать на палубе различные типы объектов.
Но только находясь на плаву, тяжеловес Boka Vanguard, может выполнять один из самых впечатляющих маневров в отрасли — за это его назвали полупогружным. Судно способно частично уходить под воду, погружаясь на глубину, необходимую для подъема грузов с большой осадкой.

Максимальная глубина затопления — до 16 метров, водоизмещение — до 90 000 тонн. В этот момент задействуются балластные цистерны, которые то заполняются забортной водой, то освобождаются для поднятия груза. Помимо самого судна в процессе прогрузки не участвует никакая специальная техника — лишь несколько буксиров, которые корректируют положение груза. Фиксирует объект на палубе команда из подготовленных водолазов-сварщиков. Работы по установке груза могут длиться до 24 часов, после чего Boka Vanguard снова приподнимается над поверхностью воды и начинает движение по заданному курсу.
Сегодня корабль продолжает участвовать в крупных проектах по выводу кораблей из эксплуатации и по транспортировке тяжелого оборудования. А вот во время пандемии судно даже примерило на себя роль спасателя. С помощью дока-трансформера Boka Vanguard поднял из воды застрявший посреди Карибского моря круизный лайнер Carnival Vista. С его помощью удалось отремонтировать вышедшие из строя подруливающие устройства и благополучно отправить лайнер к Багамским островам.
Не менее громкое событие произошло в 2022 году. Судно Boka Vanguard установило новый рекорд, доставив самый тяжелый груз за всю свою историю, — шесть бетонных всасывающих кессонов, каждый весом по 15 000 тонн. Груженое судно преодолело маршрут протяженностью более 16 500 километров, стартовав из Испании и достигнув пункта назначения на Филлипинах.