Плавучий Boeing: этот японский контейнеровоз с «самолетным» носом меняет представление о строении кораблей

Контейнеровоз был сконструирован в 2015 году на японской верфи Kyokuyo в Ямагути по заказу компании Imoto Lines. И сразу после спуска на воду стал революцией в мире кораблестроения: от остальных грузоперевозчиков флагмана прибрежной судоходной отрасли отличала оригинальная форма носовой части, которую до этого никто не рискнул применить.
Semi-Spherically Shaped: технология полусферического носа
Технология полусферического носа, хоть и выглядела отчасти нелепо, была подана как инновационная. Производитель даже запатентовал концепт так называемого SSS-фидера (Semi-Spherically Shaped) на международном уровне. Но если бы дело было только в оригинальном дизайне, вряд ли бы судно получило звание «Корабля года» от Японского общества морских архитекторов и океанологов и вряд ли удостоилось бы множества других наград в категории малых грузовых судов.

Контейнеровоз с рекордной вместительностью
Инновационность NATORI скрывалась за мастерством инженеров и конструкторов, которым удалось создать судно с лучшими аэродинамическими характеристиками и самой высокой энергоэффективностью в своем классе. Дело в том, что корпус «контейнеровоза-крутолобика» при длине 136,2 м и ширине 21 м снижал воздушное сопротивление на целых 50%, по сравнению с обычными судами, что способствало экономии топлива и уменьшению вредных выбросов в окружающую среду.
При этом грузоподъемность полусферического корабля почти в два раза превышала возможности обычного контейнеровоза аналогичного тоннажа. Его вместимость составила 548 TEU: то есть на борт NATORI можно было водрузить около 500 контейнеров весом по 20 тонн.
Также судно было оборудовано двигателем мощностью 5180 кВт при 173 об/мин, изготовленным Hanshin Diesel Works. Двигатель приводил в движение электрический гребной винт диаметром 4,1 м - он позволял развивать максимальную скорость в 16 узлов.
Еще одно конкурентное преимущество корабля — в его экологичности. На этапе создания в судно внедрили систему контроля двигателя с берега, Wi-Fi-управление балластных насосов, трубопроводы для предотвращения разливов мазута во время заправки. Кроме того, использовалась специальная противообрастающая топливосберегающая краска со сверхнизким коэффициентом трения.

Новое поколение SSS-фидеров
При такой комплектации NATORI доставлял грузы в 30 портов Японии, работая на маршрутах, соединяющих Токио, Иокогаму, Кобе, Китакюсю и Фукуоку. Однако в 2018 году флот Imoto Lines пополнило еще одно судно SSS-серии — контейнеровоз NAGARA вместимостью 600 TEU, получивший признание за продвинутое аппаратное и программное обеспечение, а в 2022 году, у первопроходца появился третий конкурент. Новое судно № S-562 получило название NOGAMI, а от более опытных товарищей его отличала рекордная вместимость — 670 TEU.