Плавучий Boeing: этот японский контейнеровоз с «самолетным» носом меняет представление о строении кораблей

Контейнеровоз NATORI считается одним из самых крупных прибрежных фидерных судов в истории Японии. Статус серьезный, чего не скажешь о слегка чудаковатом внешнем виде. Корабль больше напоминает самолет, который решили перепрофилировать для службы на воде. С другой стороны, некоторые сравнивают его полусферический нос с очаровательной мордочкой аксолотля. Однако такой дизайн был разработан вовсе не для того, чтобы вызывать забавные ассоциации.
Плавучий Boeing: этот японский контейнеровоз с «самолетным» носом меняет представление о строении кораблей
Imoto Lines

Контейнеровоз был сконструирован в 2015 году на японской верфи Kyokuyo в Ямагути по заказу компании Imoto Lines. И сразу после спуска на воду стал революцией в мире кораблестроения: от остальных грузоперевозчиков флагмана прибрежной судоходной отрасли отличала оригинальная форма носовой части, которую до этого никто не рискнул применить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Semi-Spherically Shaped: технология полусферического носа

Технология полусферического носа, хоть и выглядела отчасти нелепо, была подана как инновационная. Производитель даже запатентовал концепт так называемого SSS-фидера (Semi-Spherically Shaped) на международном уровне. Но если бы дело было только в оригинальном дизайне, вряд ли бы судно получило звание «Корабля года» от Японского общества морских архитекторов и океанологов и вряд ли удостоилось бы множества других наград в категории малых грузовых судов.

Награда «Корабль года», присужденная NATORI
Награда «Корабль года», присужденная NATORI
Imoto Lines
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Контейнеровоз с рекордной вместительностью

Инновационность NATORI скрывалась за мастерством инженеров и конструкторов, которым удалось создать судно с лучшими аэродинамическими характеристиками и самой высокой энергоэффективностью в своем классе. Дело в том, что корпус «контейнеровоза-крутолобика» при длине 136,2 м и ширине 21 м снижал воздушное сопротивление на целых 50%, по сравнению с обычными судами, что способствало экономии топлива и уменьшению вредных выбросов в окружающую среду.

За счет продуманного инженерного решения удалось не только снизить сопротивление ветру, но и сэкономить расход топлива на 5% при любых условиях загрузки.

При этом грузоподъемность полусферического корабля почти в два раза превышала возможности обычного контейнеровоза аналогичного тоннажа. Его вместимость составила 548 TEU: то есть на борт NATORI можно было водрузить около 500 контейнеров весом по 20 тонн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также судно было оборудовано двигателем мощностью 5180 кВт при 173 об/мин, изготовленным Hanshin Diesel Works. Двигатель приводил в движение электрический гребной винт диаметром 4,1 м - он позволял развивать максимальную скорость в 16 узлов.

Еще одно конкурентное преимущество корабля — в его экологичности. На этапе создания в судно внедрили систему контроля двигателя с берега, Wi-Fi-управление балластных насосов, трубопроводы для предотвращения разливов мазута во время заправки. Кроме того, использовалась специальная противообрастающая топливосберегающая краска со сверхнизким коэффициентом трения.

Японский контейнеровоз NATORI, напоминающий «Боинг»
Японский контейнеровоз NATORI
Imoto Lines
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новое поколение SSS-фидеров

При такой комплектации NATORI доставлял грузы в 30 портов Японии, работая на маршрутах, соединяющих Токио, Иокогаму, Кобе, Китакюсю и Фукуоку. Однако в 2018 году флот Imoto Lines пополнило еще одно судно SSS-серии — контейнеровоз NAGARA вместимостью 600 TEU, получивший признание за продвинутое аппаратное и программное обеспечение, а в 2022 году, у первопроходца появился третий конкурент. Новое судно № S-562 получило название NOGAMI, а от более опытных товарищей его отличала рекордная вместимость — 670 TEU.