4 секрета живучести Embraer E-Jet: как хорошая работа конструкторов спасает жизни

Если вы слышали про крушение авиалайнера Azerbaijan Airlines 25 декабря, вас наверняка удивило, как сильно поврежденный самолет смог перелететь Каспийское море, а при крушении сохранились жизни 29 из 67 человек на борту.
4 секрета живучести Embraer E-Jet: как хорошая работа конструкторов спасает жизни
Mehmet Mustafa Celik — airliners.net
Содержание

Опубликованные недавно записи черных ящиков показывают, что в воздухе у самолета отказала гидравлика и вышли из строя закрылки и элероны, причем закрылки с правой и левой стороны застыли под несколько разным углом. Получили повреждения также электроприводы хвостового оперения и один из двух двигателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С такими ограничениями, пилоты все же смогли долго удерживать самолет в воздухе и совершить две попытки захода на ВПП в Актау. К сожалению, они были неудачны, однако при крушении хвостовая часть фюзеляжа сохранила целостность.

Объясняя эти события, комиссия отметила исключительно грамотную работу двух пилотов. Тем временем, редакция Techinsider решила больше узнать о самолете, которым они управляли. Возможно, второй причиной, смягчившей последствия крушения, стала его высокая живучесть – такой вывод напрашивается из истории его эксплуатации.

4 причины живучести E-Jet

Азербайджанский лайнер принадлежал к семейству E-Jet бразильского авиаконцерна Embraer. Самолеты этого типа летают с 2004 года и за два десятилетия сложили репутацию надежных и безопасных. По ряду источников, их высокие качества основываются на применение четырех принципов при разработке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Embraer E190 jet
Embraer E190
Dave Montiverdi - Wikipedia

Управление Fly-by-Wire

Хотя в кабине пилотов стоят физические штурвалы, команды с них поступают по проводам на бортовой компьютер, а тот включает приводы органов управления на крыльях и хвостовом оперении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
кабина Embraer E190
Aldo Bidini - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта система снижает утомляемость пилотов, уменьшая риск ошибок. Компьютер еще и контролирует действия пилотов, пресекая заведомо неверные действия – например, не дает увеличить угол атаки выше критического, чтобы избежать срыва в штопор. В нескольких случаях турбулентности и жестких посадок fly-by-wire помогла сохранить управляемость и избежать тяжелой аварии.

Система fly-by-wire снижает утомляемость пилотов и пресекает грубые ошибки управления.

Дублирование систем

Конструкторы E-Jet много внимания уделили дублированию важных систем – гидравлики, органов управления и авионики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В одном случае отказа гидравлической системы самолет смог безопасно приземлиться без жертв среди пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
авиалайнер на погрузке
Kevstan - Wikipedia

Современная авионика

В том числе, управляющие электронные системы отслеживают рельеф местности и автоматически отслеживают воздушный трафик в окрестности (системы TAWS и TCAS), дублируя живых диспетчеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Был как минимум один случай, когда TCAS не позволила авиалайнеру E-Jet зайти на посадку на полосу, по которой разгонялся другой самолет.

embraer e190 в полете вид снизу
4300streetcar - Wikipedia

Высокая прочность

Физическая прочность фюзеляжа – это последний барьер безопасности, спасающий людей в салоне при жесткой посадке или отказе шасси.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Происшествия с самолетами семейства E-Jet

Даже с самыми безопасными самолетами время от времени случаются ЧП. Разница в том, что причинами происшествий с такими машинами чаще всего оказывается человеческий фактор, а их последствия менее тяжелые, чем в среднем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из мировых СМИ мы знаем о восьми серьезных авариях, в которые довелось попадать семейству E-Jet до крушения азербайджанского E190. В трех из них самолеты были полностью разрушены и случились человеческие жертвы.

авиалайнер air astana
Robert Knoops - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лишь в одном из них причиной стала недоработка производителя. В 2018 году лайнер Air Astana в полете потерял управляемость, перевернулся и ушел в крутое пике: к счастью, пилота удалось восстановить контроль над ним. Расследование показало, что электрические кабели приводов элеронов были неправильно подключены: комиссия сделала вывод, что причиной стали неточные описания в инструкциях для наземных техников.