Судно-ножницы: чем примечателен немецкий корабль Bottsand, созданный для ликвидации разливов нефти

Корабли ВМС с гражданской миссией: суда-нефтесборщики
Немецкие корабли Bottsand и Eversand были построены в 80-х годах прошлого века по заказу Федерального министерства транспорта и инфраструктуры под управлением Военно-морских сил Германии и числились «вспомогательными» судами. Однако, несмотря на военный статус, на борту этих кораблей трудились не военные, а гражданские лица. Да и миссия у морского транспорта была мирная и более того — значимая для экологии всей планеты.
Корабли такого класса были созданы специально для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с танкеров в море, чем и объясняется их необычное строение корпуса. По сути, он у них двойной. В порту корабли-нефтесборщики мало чем отличаются от остальных, однако, отправляясь на место загрязнения, они трансформируются, чем и привлекают внимание.
В рабочем положении Bottsand напоминает лезвия ножниц: его нос раскрывается, а корпус расходится на две части, образуя угол в 65 градусов. Придумана такая контрукция не случайно. Она позволяет судну за час фильтровать порядка 140 000 литров воды, устраняя нефтяную пленку толщиной до 2 мм. Все благодаря шарнирной конструкции, которая позволяет корпусу разделяться, образовывая достаточно большую площадь для захвата нефтепродуктов.

Работает механизм так: при движении прямо по курсу в образовавшийся треугольник попадает вода вместе с масляными пятнами. Там, в «лезвиях», точнее в разведенных частях корабля, находятся специальные резервуары объемом 790 м³. В них и засасывается загрязненная вода, где потом подвергается сепарированию — разделению на нефть, мазут и чистую воду. В результате очищенная жидкость сбрасывается обратно в море, а масса отходов закачивается в отведенный бак на борту. После окончания очистки оба борта сливаются в единый корпус.
Сейчас оба немецких судна остаются действующими и базируются на военно-морских базах в Варнемюнде и Вильгельмсхафене. Правда, в мировом кораблестроении конструкция в виде «ножниц» распространение так и не получила из-за сложности реализации.