4 тарелки на палубе и 45000 тонн: как в СССР работал плавучий ЦУП «Космонавт Юрий Гагарин»

Вопрос о создании эскадры судов для связи с космическими аппаратами и проведения исследований космоса встал еще в конце пятидесятых годов. Сеть наземных пунктов связи уже была развернута, но она не охватывала южное полушарие: 6 из 16 суточных витков космического аппарата проходят за пределами территории СССР.
Чтобы держать руку на пульсе спутника, надо идти в море
Так родилась Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии Наук СССР. Ее первым флотом стали торговые суда, оснащенные телеметрической аппаратурой. Быстро выяснилось, что этих кораблей есть существенные недостатки для такой работы, поэтому им на смену пришли специально построенные корабли.
Для советских кораблестроителей их создание стало новой главой в развитии технологий. В процессе проектирования этих судов пришлось разработать значительно более точные, чем раньше, системы навигации и корабельные системы космической связи, разрешить проблемы радиопомех, создаваемых судовыми механизмами для оборудования связи, скученного на тесной палубе – для наземных измерительных станций такой проблемы нет, потому что антенны можно далеко разнести друг от друга.
Флагман космического флота
Самым исключительным в этом классе стало судно «Космонавт Юрий Гагарин» проекта 1909, спущенное на воду в 1971 году. За его основу взяли корпус танкера «София», оборудованного для полярных плаваний, с усиленным силовым набором и ледовым поясом по бортам. Его прочный корпус меньше гнулся на волнении и за счет большой массы был менее подвержен качке, поэтому хорошо подходил для научного судна.

С такими «тарелками», «Гагарина» ни с чем не спутаешь
Самой примечательной частью оборудования корабля стали параболические антенны. Две побольше, что на корме, имеют диаметр 25 м и весят нехилые 240 т каждая. Передние антенны поменьше: 12 м и 180 т. Носовая всегда была направлена на спутник-ретранслятор «Молния», обеспечивая связь корабля с наземным ЦУПом в СССР. Остальные три направлены на космические аппараты.

Корабль-автомат
Специально для него несколько НИИ разработали сложную автоматику управления. Одни системы обеспечивали автоматическое введение спутников и обитаемых космических кораблей. Другая управляла подруливающими устройствами в носу и корме, во время сеансов связи удерживавшими лежащее в дрейфе судно в одном положении. Третьи системы нивелировали радиопомехи, а четвертые поддерживали направленность антенн во время качки.

20 навигаций
Вплоть до 1991 года, «Юрий Гагарин» совершал в среднем по одной навигации в год, отправляясь в разные части земного шара. Автономности ему хватало, чтобы совершить кругосветное путешествие и вернуться в родной порт: запас продовольствия и воды был рассчитан более чем на 4 месяца без захода в порт. Кроме 136 членов экипажа, на нем были оборудованы каюты и лаборатории для 212 научных сотрудников (по другим сведениям, для 298).

Самое большое НИС всех времен
В трудные времена в начале 1990-х работу огромного корабля не смогли обеспечить. В 1996 году «Юрий Гагарин» был списан и продан на металлолом, оказавшись на кладбище кораблей у берегов Индии.
С тех пор в мире не существовало подобных гигантов. Сейчас на верфи в Норвегии строится научно-исследовательское судно Ocean, предназначенное для исследований океана. Его длина составит 183 м, а водоизмещение чуть более 17000 т, и когда оно будет достроено, то станет самым большим НИС в мире.


«Космонавт Юрий Гагарин» был в два с лишним раза больше: длина почти 232 м, ширина 31 м, водоизмещение 45000 т. Поставленный им рекорд так и остался непобитым.
По материалам «Морского энциклопедического справочника» 1987 г. и «Википедии».