Легенда мировой океанологии: судьба советского научного судна «Витязь», измерившего Марианскую впадину

Первый плавучий институт НИС «Витязь»
НИС «Витязь» позволил советским ученым выйти в открытый океан. Под флагом Академии наук СССР флагман научного флота выполнял рейсы с 1949 по 1979 год. Этот период в отечественной науке о мировом океане называют «золотым веком», или «эпохой "Витязя"». За это время «Витязь» совершил 65 научных рейсов в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах, пройдя около 800 тысяч миль и проведя в экспедициях более 5 тысяч суток – это примерно 14 лет непрерывной работы! Все это время ученые, находившиеся на научно-исследовательском судне, занимались комплексными исследованиями по всем направлениям океанологии.
На «Витязе» проводились масштабные исследования и эксперименты, было открыто более тысячи новых видов живых существ и растений, например, новый тип животных — погонофоры. Также с помощью судна было сделано огромное количество снимков дна и обнаружены ранее неизвестные формы подводного рельефа. Более того, в 1957 году была измерена максимальная глубина Марианской впадины – 11022 м. А еще на «Витязе» установлен рекорд глубины якорной стоянки — 9600 м.
У этого судна много имен: история «Витязя»
Как вспоминает Марина Ширшова, дочь первого директора Института океанологии Петра Ширшова, в своей книге «Забытый дневник полярного биолога», «по окончании войны ПэПэ (П.П. Ширшов – прим. редакции) посылает своего заместителя, тоже человека не робкого десятка, А.А. Афанасьева в Берлин и в Англию для участия в работе по разделу немецкого флота. Причем среди других заданий Афанасьеву было дано одно тайное. Приглядеть подходящее для переделки в "научник" судно, отобрать его среди прочих, доставить в СССР и хорошенько припрятать. Таким судном оказался банановоз "Марс"».
В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его переименовали в «Empire forth» («Вперед, империя»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».
Между 1947 и 1949 годами по инициативе ученого-океанолога В.Г. Богорова и при участии исследователя И.Д. Папанина, а также других сотрудников Института океанологии, «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров», был переоборудован в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. В 1949 году судно в последний раз сменило название. «Витязь» стал первым научно-исследовательским судном Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН.


Был военным и торговцем, стал ученым: новая роль «Витязя»
Переоборудование судна было масштабным. Необходимо было сильно увеличить его автономность, укомплектовать научным оборудованием, подготовить много специфических помещений.
При перестройке была удлинена средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. На переоснащенном судне было создано 12 научных лабораторий и 3 технические лаборатории, а также обустроены библиотека, хранилище коллекций и проб, склад измерительной аппаратуры и приборов.

На тот момент «Витязь» был укомплектован современнейшим научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная якорная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 9600 м (рекорд «Витязя») и уникальная глубоководная траловая лебедка, с которой можно было вести траления на глубинах до 11 км. Основная часть оборудования была разработана и создана сотрудниками ИО АН СССР.

Вклад «Витязя» в науку: засекреченные открытия, громкие рекорды и измерение Марианской впадины
Испытательный Черноморский рейс НИС «Витязь» прошел настолько успешно, как в методическом, так и в научном отношении, что в результате ему присвоили первый порядковый номер в общем перечне экспедиций этого судна. Уже в ходе второго рейса ученым удалось поднять океанскую фауну и флору с рекордной на то время глубины 8100 м, тем самым доказав, что жизнь существует на ультраабиссальных глубинах океана. Но из-за секретности работ опубликовать результаты не представилось возможным, поэтому до сих пор честь открытия ультраабиссальной жизни приписывается за рубежом датской экспедиции на «Галатее», которая работала на год позже «Витязя». И тем не менее, в течение более, чем 20 лет, исследования, проводимые на НИС «Витязь», были лидирующими в мировой науке об океане.
Особое значение по результатам исследований имеет 25-й рейс НИС «Витязь» продолжительностью 105 суток, прошедший в период с 28 июня по 11 октября 1957 года. Начиная с этого рейса, судно вышло в открытые океанские просторы – в Западную часть Тихого океана, выполняя исследования от Японии до Новой Гвинеи. Именно в ходе 25-го рейса состоялось одно из важнейших для всей мировой океанологии событий: при изучении Марианской впадины эхолот судна зафиксировал рекордную глубину – 10960 м. После введения поправок считается, что глубина Марианской впадины составляет 11022 м.

Самым продолжительным стал 31-й рейс, проводимый в рамках программы международной Индоокеанской экспедиции. Ученые находились в море более полугода — 205 суток, с 6 октября 1959 года по 28 апреля 1960 года, изучая течения и фронтальные зоны океана, гидрооптические характеристики, обмен теплом и углекислым газом между океаном и атмосферой и исследуя гидрохимические процессы, рельеф и строение дна, радиоактивность атмосферы, донные осадки, флору и фауну.
Заключительным в научной деятельности Витязя стал 65-й перегонный рейс. На пути следования из Новороссийска через Средиземное море в Калининград удалось получить новые данные по видовому составу и физиологии рыб и бентоса. Этим рейсом была завершена 30-летняя эпопея научных исследований флагмана научного флота Академии наук СССР в «золотой век» отечественной науки об океане.

Поистине, исследования на борту «Витязя», длившиеся больше четверти века, принесли миру много значимых открытий — это синоптические вихри открытого океана, течение Тареева, измерение глубины Марианской впадины и другие уникальные научные результаты. Все эти данные стали крепким фундаментом для дальнейшего развития отечественной океанологии, а пройденный плавучим институтом путь, длиной более 800 000 морских миль, внес существенный вклад в мировое признание достижений Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.
Материал подготовлен на основе статьи Л.В. Антоновой и Ю.В. Воробьевой «НИС "Витязь" – флагман научного флота золотого века отечественной науки об Океане», опубликованной в журнале «Океанологические исследования», 2021 г., при непосредственном участии сотрудников Музея Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.