«Видимость ноль!» 4 неочевидных вопроса о том, как сажают авиалайнеры в тумане и в облаках
![«Видимость ноль!» 4 неочевидных вопроса о том, как сажают авиалайнеры в тумане и в облаках «Видимость ноль!» 4 неочевидных вопроса о том, как сажают авиалайнеры в тумане и в облаках](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/639/639c9510204713a789a60c32510fd2ff_ce_1728x1152x160x0_cropped_510x340.webp)
Вопрос из заголовка этой статьи однажды был задан на сайте вопросов-ответов Quora, и несколько действующих летчиков рассказали, как на практике действует экипаж в этих случаях.
Полет в густой облачности похож на попытку перейти абсолютно темный стадион, рассказывает Чарльз Л. Пост, пилот с 30-летним стажем пяти самолетов: «Единственный способ пройти его безопасно — это шаг за шагом следовать подробным инструкциям – 30 шагов вперед, пять вправо и так далее».
В авиации подобные инструкции существуют. У каждого аэропорта они свои, и с ними знаком каждый пилот, которому предстоит лететь в этот аэропорт.
Что в авиации считают плохой видимостью
Пора пояснить, что в авиации существуют визуальные полеты – когда видимость из кабины пилота нормальная – и полеты по приборам на случай ночи или большой облачности. Каждому отвечает свой набор правил – соответственно, правила визуальных полетов (ПВП или VFR) и правила полетов по приборам (ППП или IFR).
ПВП применяются при видимости, достигающей нескольких километров, и определенного расстояния до облаков, так чтобы пилоты могли ориентироваться с помощью визуальных подсказок на земле. Если же условия не позволяют осуществлять визуальную навигацию, пилоты переходят на ППП и отныне полагаются в основном на навигационные приборы.
![взлетно-посадочная полоса вид из самолета взлетно-посадочная полоса вид из самолета](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/43f/43f8ef524fc4390cd50a859feb94dd29_cropped_510x340.webp)
Как электроника с земли управляет посадкой
Правильно этот набор оборудования называется инструментальной системой захода на посадку (Instrument Landing System, ILS). Существует несколько разных вариантов, с технической точки зрения. В современной авиации наиболее популярна технология, работающая с помощью радиомаяков на аэродроме, получившая название «курсо-глиссадная система».
![Глиссадный маяк аэропорта Ганновера Глиссадный маяк аэропорта Ганновера ajnj](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0ae/0aecbf6b8f11bd71c34695fa78227572_cropped_510x383.webp)
Как она работает? Маяки излучают специальным образом закодированные сигналы, позволяющие бортовому компьютеру самолета точно определить направление на них. Программа также передает автопилоту данные, чтобы выйти на правильную скорость снижения (глиссаду) и направление (курс) приближения к взлетно-посадочной полосе. Если пилот сажает самолет в ручном режиме, глиссада и курс отображаются на панели приборов: он ориентируется на эти данные, забыв об окнах кабины.
![Дисплей системы ILS на панели приборов самолета. Дисплей системы ILS на панели приборов самолета фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bcc/bcc8f03c162fa8c983fe58362308aa97_cropped_413x421.webp)
Эта технология позволяет пилотам снижаться сквозь облака и туман, зачастую видя взлетно-посадочную полосу только на высоте полусотни метров – меньше размаха многих современных авиалайнеров – а порой и вовсе не видя ее до самого касания колесами о полосу, объясняет Jaidon, энтузиаст авиации.
Может ли капитан вздремнуть, пока автопилот сажает самолет
В это время пилот не обязан сам вести самолет, держа штурвал, говорит летчик Джо Шелтон. Автопилот способен взять на себя такие задачи, как спуск, разворот для захода на курс посадки и следование линии глиссады.
Однако автопилот не делает за летчиков все задачи, уточняет Уильям Левин, капитан почтового самолета MD-11 в отставке: экипаж продолжает управлять самолетом, выпуская и убирая шасси и закрылки, управляя тормозами, тягой и реверсом двигателя.
![пилоты в кабине a320 пилоты в кабине a320](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/de2/de266f91d4d2b642aaec6296f689fba5_cropped_510x339.webp)
Что будет, если приборы откажут
Есть вторая причина, почему экипаж не может полностью довериться автоматике. В любой момент может произойти внештатная ситуация, к которой полетная автоматика не готова, и тогда придется действовать вручную, говорит летчик-испытатель Рави Нагараджан.
![airplane under clouds airplane under clouds](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/22b/22bb864f1eaf1a33b45098c4eb366c31_cropped_510x383.webp)
Но что делать, если отказали все навигационные системы, а видимость нулевая? Эта ситуация объективно очень сложна, но, к счастью, почти невероятна, говорит Гай Ньюман, энтузиаст авиации. Современные самолеты оснащены множеством дублирующих систем для предотвращения подобных сценариев. Если у авиалайнера откажут двигатели, питание приборов обеспечит вспомогательная силовая установка. Если и она вырубится, есть аварийный генератор, работающий от набегающего потока воздуха. Хотите знать, как он работает – кликайте на третью ссылку ниже.