Старина RP FLIP: единственное судно-перевертыш, которое может принять вертикальное положение

RP FLIP, или Floating Instrument Platform, — уникальное и единственное в своемроде несамоходное исследовательское судно, конструкция которого позволяет ему «висеть» на воде, словно поплавок. Оно покачивается, находясь в вертикальном положении, но никогда не тонет. Фантастическое зрелище! Но, поверьте, это далеко не единственный факт, которым может удивить старейшая плавучая платформа FLIP.
Старина RP FLIP: единственное судно-перевертыш, которое может принять вертикальное положение
swzmaritime.nl
Вряд ли вам когда-нибудь случалось видеть корабли, которые могут занимать вертикальное положение. А вот платформа RP FLIP изначально задумывалась именно так.

Рожденный изучать океан: начало исследовательской карьеры RP FLIP

История RP FLIP начинается с 1962 года. Тогда компания Gunderson Brothers Engineering впервые спустила на воду плавучую исследовательскую станцию в штате Орегона. Разработка судна велась всего шесть месяцев. Реализовать проект удалось по инициативе Морской физической лаборатории (MPL) Института океанографии Скриппса (SIO) при поддержке Управления военно-морских исследований США и ресурсов частной компании по проектированию морских сооружений. Изначально подобный объект понадобился военным в рамках программы SUBROC — для более подробного изучения глубин океана, а точнее, для измерения колебаний и амплитуды звуковых волн. Наблюдения должны были повысить точность навигации, но в дальнейшем круг научных задач расширился, что позволило ученым совершить множество открытий в области океанографии, биологии, геологии, метеорологии и в других сферах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Исследовательская платформа RP FLIP
Исследовательская платформа RP FLIP
swzmaritime.nl / ВМС США
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная особенность судна заключалась в его конструкции. Еще на этапе проектирования стало ясно, что корабль должен быть максимально устойчив к ветрам и штормам, невосприимчив к волновому воздействию, автономен. Но были и другие важные требования: например, он обязан был быть акустически тихим и главное, не должен был иметь собственной силовой установки и гребных винтов - чтобы не сбивать работу радаров, приборов и электронного оборудования. То есть платформа задумывалась как буксируемая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В свою очередь физик и океанограф Эллин Вайн (Allyn Vine), курировавший строительство открытой платформы, предложил построить длинный и узкий плавучий объект (длина корпуса RP FLIP — 108 метров), который смог бы, находясь на воде, в два счета трансформироваться из горизонтального положения в вертикальное. Этой идеей ученый вдохновился, наблюдая за шваброй, случайно упавшей за борт в волнующееся море.

Технически судно, созданное по принципу неваляшки, позволяло исследователям одновременно проводить измерения координат в глубокой воде и сравнивать их с данными или сигналами, полученными на поверхности.
FLIP в рабочем положении
FLIP в рабочем положении
swzmaritime.nl / Scripps
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ни странно, инженерная мысль не нарушала законов физики, скорее наоборот, шла у них на поводу. Мысль эта заключалась в том, чтобы позволить платформе частично погружаться, поворачиваясь на 90 градусов так, чтобы над водой оставалось только 17 метров носовой части. Смена положения происходит буквально за 20-30 минут: этот момент называется «контролируемым частичным погружением», которое достигается за счет затопления балластированного трубчатого конца платформы. Другими словами, шесть специальных балластных цистерн, расположенных в кормовой части судна, стремительно заполняются морской водой.

Как устроено судно-перевертыш внутри
Две раковины на борту FLIP
swzmaritime.nl / Scripps
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате платформа превращается в буй со шпилем - вертикальную станцию посреди океана, где палубами становятся переборки, а каюты внутри трансформируются. Для удобства все внутренние помещения, включая лабораторию, кухню и другие рабочие места, соединяются сетью стальных лестниц — вместо привычных коридоров. В комнатах все продумано до мелочей. Например, в большинстве из них по две двери и столько же душевых кабин, гибкие светильники на потолках и стенах, а большая часть мебели установлена на шарниры — двухъярусные кровати, обеденные столы и даже унитазы. Таким образом, пользоваться благами цивилизации можно в обоих положениях — вертикальном и горизонтальном.

По умолчанию борт FLIP вмещает 11 исследователей и 5 членов экипажа.
строение корабля, который может плыть вертикально
Чертеж строения RP FLIP
swzmaritime.nl / Scripps
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При необходимости вернуть корабль в нормальное состояние, чтобы переместить его с точки на точку или отбуксировать к берегу, требовалось подать в наполненные водой цистерны сжатый воздух из порядка восьми баллонов, которые тоже были расположены в корме. Так подводная часть постепенно выправлялась — этот трюк станция повторила примерно 390 раз, совершенных за 60 лет. К слову, чтобы корабль лучше держаться на воде горизонтально, в его корпусе, глубоко под килем, заложен дополнительный несъемный бетонный балласт весом 180 тонн.

Судно-перевертыш на службе у науки

За свою выдающуюся карьеру, длившуюся больше половины века, FLIP исправно осуществлял свою главную миссию — участвовал в научных экспедициях. Благодаря судну было реализовано множество исследовательских кампаний, по результатам которых выпущено не меньше 36 научных публикаций.

Платформа FLIP участвовала более чем в 300 исследовательских экспедициях по всему миру, а особенно в Тихом океане. 

  • За время существования платформы были получены ценные данные о высоте волн, качественных характеристиках воды и акустических сигналах. Ученые составляли трехмерные звуковые карты, совершенствовали способы подводной связи и изучали поведение животных.
  • Плавучая станция оказалась наиболее подходящим местом для изучения процессов взаимодействия воздуха и океана. Работы в этой области позволили точнее предсказывать климатические изменения и погодные явления. На борту велись наблюдения за подводными течениями и ветрами, расчитывались траектории распространения волн по бассейнам после сильных штормов, проводились точные измерения переноса энергии и вещества между атмосферой и океаном.
  • Немаловажно, что FLIP всегда оставался незаметен для жителей океана, а значит у биологов и экологов была возможность наблюдать за морскими животными в их естественной среде обитания.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
как буксируют вертикальный корабль FLIP
Процесс буксировки
gcaptain.com / Scripps

Судно, которому не место на кладбище кораблей

В 2023 году, после пандемии COVID-19 и сокращения финансирования, судно решили вывести из эксплуатации. Дальнейшее поддержание жизнедеятельности платформы хотя бы на пять блишайших лет требовало внушительных инвестиций. Деньги перераспределили в более рентабельное русло, а платформу списали — отправили на металлолом. Так, в августе 2023 года старина FLIP с огромным послужным списком был выведен из эксплуацаии и отбуксирован в Мексику на утилизацию. Но, кажется, судьба не торопилась отправлять ветерана науки на пенсию. У него появился второй шанс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неожиданно слухи о конце эпохи FLIP дошли до основателя коммерческой компании DEEP, специализирующейся на разработке футуристичных подводных жилых модулей для людей будущего. Узнав тревожную новость, предприниматель точно решил, что не позволит уничтожить символ самых смелых инженерных решений. Прошло всего 48 часов, как его команда уже добралась до места назначения и перехватила судно. Спустя несколько месяцев после спасения — после покупки компанией DEEP — платформа была доставлена во Францию. Там ее планируют переоборудовать и модернизировать для следующих великих экспедиций.

Что интересно, новые миссии FLIP будут связаны не только с океанографией в общем смысле, но и с деятельностью DEEP. Вполне возможно, что в дальнейшем информация, собранная с помощью FLIP, сделает океан более понятным для людей. А может, когда-нибудь эти данные приблизят человечество к жизни на глубине: не исключено, что в будущем мы научимся строить города под толщей воды, и какая-то часть нашей повседневной жизни перекочует в океан.